Canon EOS 450D

фото

10 июня 2008 года фирма Canon анонсировала выход камеры EOS 1000D. И с этого момента рассматриваемая нами модель, анонсированная 24 января этого же года, перестала быть самой младшей моделью в линейке зеркальных камер фирмы. Это камера функционально и конструктивно является прямым потомком 300D. Принципиальным, на мой взгляд, нововведением явилось появление возможности видеть изображение, формируемое на матрице непосредственно во время съемки в камерах низшего ценового диапазона. 

фото
Вид сбоку и закрытые резиновой заглушкой разъемы. Видеовыход, пульт дистанционного управления и USB. Камера может работать как с ИК пультом дистанционного управления, так и трехконтактным проводным с существенно более демократичным, чем у старших моделей разъемом. Замыкание одной пары контактов соответствует половинному нажатию на кнопку, другой - полному.
фото
Вид сверху.
фото
Вид сзади.
Меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню
меню

 

фото
Вид снизу. В открытом батарейном отсеке хорошо видны контакты связи с рукояткой.
фотофото

 По сравнению с предыдущей 400-й моделью, наиболее заметным изменением стал переход с карт памяти CF на SD (SDHC) и новый аккумулятор LP-E5, 7,4 В, 1080 мАчас, что существенно больше, чем 720 мА/час у NB-2LH у предыдущей модели. Емкость новых компактных аккумуляторов фактически сравнялась с BP-511 (1100 мАчас), которыми комплектовались первые зеркальные камеры Canon.
Повышенная емкость аккумуляторов является важным фактором, поскольку  постоянно работающий экран с подсветкой для вывода экспозиционных параметров, и он же, используемый для живой картинки, а также система стабилизации, встроенная в штатный объектив,  достаточно прожорливы.
  

фото

Камера оснащена КМОП-матрицей с 12,2 миллионами эффективных чувствительных элементов и 14-разрядным АЦП, что позволяет получать 14-битный кадр размером 4272х2848 пикселей. Это больше, чем у предыдущей 400-й модели и больше, чем у позиционируемой как старшая, 40-й модели. На сегодняшний день у фирмы 4 12-мегапиксельных камеры: 5D, 450D, G9  и A650.  Размер матриц у них соответственно изменяется по длинной стороне от 36 до 7 мм. Сравнению 12-мегапиксельных камер я собираюсь посвятить отдельную статью.  Там мы и увидим,  является ли количество мегапикселей эффективной характеристикой для оценки получаемых фотографий. 

фото
Canon EOS 5D,  450 D и A650 IS, соответственно


фото

Вид на байонет на объективе  EF-S 18-55 мм  1:3,5-5,6 IS. На фотографии хорошо видно, насколько задняя линза выступает за опорную поверхность.   Необходимость стабилизации для столь короткофокусного объектива - вопрос спорный.  В первую очередь, его использование как штатного объектива связано с тем, что у конкурентов стабилизация осуществляется перемещением матрицы и работает со всеми объективами. Возможно, эта стабилизация и пригодится для съемки портретов без вспышки. В любом случае, те 100 долларов, которые просят за этот объектив в составе комплекта,  это очень привлекательная цена для столь сложного устройства.

фотофото

Байонет Canon легко сопрягается с любыми оптическими устройствами, в данном случае камера установлена на цейссовский микроскоп 100-летней давности.  Рядом приведен фрагмент снимка нити зеленой водоросли (диаметр нити около 10 мкм)  в масштабе 1:1.

фото

Изображение на ЖК видоискателе в режиме прямого просмотра. Выделенный фрагмент может быть увеличен в 10 раз для точной ручной фокусировки; возможны 2 вида автоматической фокусировки: в первом случае опускается зеркало и происходит фокусировка за счет внешних датчиков, этот способ является более быстрым, несмотря на то, что приходится поднять и опустить зеркало; во втором, более медленном, случае, камера оценивает контраст  изображения на матрице  и находит оптимальную точку фокусировки. На мой взгляд, возможности этого режима во всей красе проявляются при управлении камерой от компьютера, а при оперативной съемке с рук нехватает электронного видоискателя. Впрочем, возможно, это субъективное мнение связанное с дальнозоркостью :-)  

фото
Объектив Canon EF 135 мм f/2,8 Soft focus и вспышки Sigma EM-140DG

фото
Фрагмент - 1:1.

В отличие от съемки с помощью компьютера, пользоваться экраном при макросъемке с рук не очень удобно. Видоискатель для этих целей более приспособлен, причем, на мой взгляд, если бы он был электронный, а не оптический, это принципиально бы ничего не меняло. Выше приведены 2 фрагмента снимка, сделанного с помощью данной камеры, объектива Canon EF 135 мм f/2,8 Soft focus и вспышки Sigma EM-140DG.  Как видим, по сравнению с камерой D30 и статьей 7-летней давности, принципиальных изменений в съемке пчел не наблюдается. 

Программы для работы с камерой и обработки полученных фотографий

Remote Shooting

В комплекте с камерой поставляется программа EOS Utility, составной частью которой является программа дистанционного управления от компьютера (CameraSetting / Remote Shooting).

фото
Окно управления параметрами съемки и собственно спусковая кнопка.


фото
Так в окне программы на экране компьютера отображается картинка, получаемая объективом.

фото

Можно увеличить выбранный фрагмент и точно сфокусироваться вручную, нажимая клавиши на компьютере.  Оба окна, как полного изображения. так и увеличенного фрагмента, могут быть выведены одновременно. К камере вы не притрагиваетесь, зеркало уже поднято, поэтому камера абсолютно не сотрясается при съемке и можно практически идеально сфокусироваться на любую точку. Ограничения, накладываемые маленькой глубиной резкости при макросъемке, преодолеваются совмещением серии снимков, когда вы фокусируетесь на разные точки.  Задачу совмещения стопки снимков помогают решать многие программы. 

CombineZM

В частности, ниже приведены фрагмент одиночного кадра и результат совмещения серии снимков, полученный с помощью программы  CombineZM.  Программа распространяется по лицензии GNU GPL.    

фото
Фрагмент одиночного кадра
.


фото
Результат совмещения серии снимков.


Digital Photo Professional

фото

Для обработки полученных фотографий в комплекте поставляется  программа Digital Photo Professional. О программе мы уже неоднократно писали. Новшеством последней версии стала возможность исправлять хроматические аберрации и дисторсию объективов.  К сожалению, только фирменных объективов, да и то не всех, например, Canon EF 135 мм f/2,8 Soft focus не поддерживается.  

фото

Raw Therapee

фото

Альтернативных программ способных работать с данной камерой пока не очень много. DCRaw знает о ее существовании, однако не многие графические оболочки использующие ее код обновлялись в последнее время. Одна из программ которая умеет работать с этой камерой и при том функционально богаче чем программы от Canon - это экспериментальная версия программы Raw Therapee v2.4m1. Программа не свободная, но бесплатная. Она же позволяет корректировать аберрации произвольных объективов, хотя с фирменными объективами, конечно, эффективнее работать в родной программе.  


Picture Style Editor

менюменю

Иногда можно встретить в условиях фотоконкурса требование, чтобы фотография не была обработана в графическом редакторе. На мой взгляд, требование всегда было некорректным, поскольку исходное сырое изображение всегда программно обрабатывается процессором камеры и на результат можно влиять через настройки камеры. У данной камеры редактируя сценарий обработки можно значительно больше вмешиваться в этот процесс.   С помощью меню камеры можно  выбрать один из заранее созданных сценариев или создать свой. Свой сценарий, причем очень изощренный, можно также создать на настольном компьютере с помощью входящей в комплект программы Picture Style Editor.  

фото
Окно настроек в программе Picture Style Editor.


фото
Как мы видим на правой фотографии, вмешательство может весьма существенно отразиться на результате.


PhotoStich и hugin

Традиционно в комплект входит и программа сшивки панорам PhotoStich.  О ней я писал в статье восемь лет назад. Была версия 3.1.0.6, ныне 3.1.21.45 и принципиальных изменений за эти годы не произошло. Программа дает вполне приличные результаты для аккуратно снятых панорам. Ниже приведен результат сшивки панорамы из 4 кадров, снятых с рук в автоматическом режиме, что привело к существенному разбросу в яркостях кадров.Для сравнения сшивка  проделана программами PhotoStich и hugin.  В обоих случаях контрольные точки  выбирались вручную, а дальше программы работали в автоматическом режиме.

фото

С точностью совмещения программа PhotoStich справилась довольно успешно.  Тут надо, правда, заметить, что ее возможности ручного вмешательства для точного совмещения картинок мной были использованы полностью, в то время как в программе hugin неиспользованной осталась значительная часть возможностей. 

фото

Сшивка в программе hugin (экспериментальная версия SVN). Как видим, программа существенно лучше справилась, как с перспективой, так и с выравниванием яркости. И это при том,что я не использовал имеющуюся возможность ручной коррекции при наложении слоев. О стабильной версии hugin я писал здесь.

Вопросы качества получаемых снимков будут рассмотрены в следующей статье.

P.S.

Режим  Live View, живой картинки или прямого просмотра, пока русский термин не устоялся, сегодня есть в зеркальных камерах практически всех фирм. Правда иногда   живую картинку формирует вспомогательная матрица, и в этом случае  возможность точно контролировать, что же объектив формирует на матрице, теряется (см. схему камеры Olympus EVOLT E-330). Этот режим дает доступ ко всем преимуществам, которые может предоставить цифра по сравнению с пленкой. Он давно стал основным в портативных камерах с маленькой матрицей. Однако в камерах с большой матрицей и сменной оптикой, где его потенциальные преимущества существенно шире,  он появился совсем недавно, и при этом мы пока не имеем, за исключением нескольких экспериментальных камер, ни одной модели  со сменной оптикой и без зеркального видоискателя.  В заключение, я попытаюсь высказать несколько соображений о причинах столь нелогичного, с точки  зрения конструктора, пути развития аппаратов со сменной оптикой.

История камер Canon с возможностью контроля получаемого изображения в реальном времени началась 1 июня 2005 года с камеры EOS 20 Da. Буква "а" в данном случае означает астрофотография. На тот момент подобными возможностями обладала только камера FUJIFILM FinePix S3Pro, анонсированная 5 февраля 2004 года. Симптоматично, что свою первую камеру с функцией живой картинки Canon сделала не на базе старшей модели, а на базе так называемой полу-профессиональной 20D. Учитывая относительно небольшой тираж, которым была выпущена камера. цена ее, однако, приближалась к самым старшим моделям. Термины "профессиональная" и "полу-профессиональная" камера сейчас активно  используются и часто без кавычек, что не совсем верно, поскольку та часть фотографий, когда и любители, и профессионалы снимают одни и те же сюжеты, это всего лишь надводная часть айсберга. Большая часть сделанных фотографий приходится на сюжеты, которые любители не снимают вообще, или в областях, где любителей много меньше, чем профессионалов. Например, число спутниковых фотографий в Интернете, наверное, превышает даже число порнофото. И из них всего несколько сделано космическими туристами :).  Большая часть профессиональной фотографии приходится на аэрофотосъемку, спектроскопию, скоростную съемку, съемку гистологических срезов в медицине, дефектоскопию и прочие области науки техники. В этих областях камеры зачастую делаются специально под задачу. Т.е. формулируются требования к камере, и потом делается либо специальная камера, либо переделывается имеющаяся. И хотя цена этих камер зачастую существенной роли не играет, я знаю о существовании для  спектральной астросъемки камер за несколько миллионов долларов, тем не менее крупные фирмы не заинтересованы в изготовлении штучных экземпляров. Относительно маленькие фирмы, занимающиеся цифровыми задниками, просто физически не способны охватить все существующие задачи. Таким образом, появление массовой камеры с относительно большой матрицей  возможностью непосредственного контроля изображения, создаваемого на ней любым объективом, представляется весьма важным событием для профессионалов, поскольку является неплохим конструкционным материалом для создания камеры под задачу.

На данный момент рассматриваемая 450 модель является в этом смысле одной из самых привлекательных. Возможно, грядущая 1000-ная будет еще более привлекательной, но это - ближайшее будущее. Вообще говоря, для многих профессиональных задач подошла бы и совсем маленькая матрица, 7х5 мм, о чем я в свое время писал, но переделывать камеры с несменной оптикой - процесс существенно более трудоемкий и длительный, и учитывая необратимость переделок, их использование может оказаться даже менее экономически выгодным, чем зеркальных камер начального уровня. Кроме того, программы дистанционного управления с компьютера у фирмы Canon для них менее совершенны, чем для зеркальных, и сложилась нехорошая тенденция: если у А640 было дистанционное управление с компьютера, то унаследовавшая ее  модель А650 такой возможности уже не имеет. Из камер Canon остается еще G9, но ее управление с компьютера более примитивное, чем у зеркалок, да и цена уже сравнимая.  

Чем же так привлекательны  зеркальные камеры Canon?   В первую очередь, очень простым по конструкции байонетом с маленьким рабочим отрезком, а учитывая, что в случае байонета EF-S задняя линза может находиться ближе посадочной плоскости, можно легко сделать переходник практически на любой объектив. Таким образом, .эти камеры превращаются в некий относительно дешевый задник для произвольных оптических систем. Поскольку в процессе съемки мы видим непосредственно изображение, формируемое на матрице, то отпадает необходимость в юстировке, камера может быть установлена достаточно далеко от фотографа, в помещениях с повышенной опасностью или на вращающихся или перемещающихся платформах, на которых фотографу уже нет места.

Встает вопрос, почему же пока ни одна фирма не выпускает камер со сменной оптикой и без зеркального видоискателя? Казалось бы, даже при не очень больших сериях подобные камеры могли бы иметь весьма привлекательную цену. На мой взгляд, причина, по которой камеры по-прежнему остаются зеркальными, связана с фокусировкой. Зеркало нужно не только для того,чтобы можно было непосредственно смотреть через объектив. Оно же позволяет задействовать систему автофокусировки, которая  является хорошо отработанной и куда более быстрой и эффективной, чем фокусировка с использованием непосредственно матрицы. Причем чем больше матрица, тем, соответственно, при равном угле зрения больше фокусное расстояние объектива, что в  свою очередь приводит к меньшей глубине резкости с большими  требованиями к системе фокусировки.

Еще одна проблема связана с тем, что до единого открытого стандарта подсоединения автофокусных объективов фирмы так и не договорились. Таким образом, как я уже писал, самой перспективной и востребованной в" узких кругах" была бы  камера, предназначенная для работы с неавтофокусными объективами, и с фокусировкой, осуществляемой перемещением матрицы. 

Причин, которые мешают "развитию технического прогресса", несколько, и все они относятся не к технической. а к коммерческой и правовой сфере. В свое время так и не договорились до единого открытого стандарта с прыгающей диафрагмой.  Фактически единственный вариант - это решение, реализованное в свое время в аппаратах Exakta и Старт:  пусковая кнопка расположена на объективе, ее частичное нажатие приводит к закрытию диафрагмы, а полное нажатие - к спуску затвора. 

фото

Следующая и, возможно, самая важная причина - фактически не осталось независимых производителей объективов, не связанных с производителями аппаратов. Основные японские компании, такие как Sigma, Tamron, Tokina давно обзавелись лицензиями на байонеты от крупнейших производителей аппаратов  и уже не заинтересованы в продвижении открытых стандартов.  Интерес к открытым стандартам  М42, кроме постсоветских фирм, проявляет, пожалуй, только Carl Zeiss.

P.P.S.

В общем, для развития технике не помешало бы, что-то типа копилефт на все стыковочные узлы.   Т.е. если устройство имеет разъем или стыковочный узел, то должна быть возможность каждому сделать свое устройство, стыкующееся с данным :-) Сейчас есть попытки расширенно толковать копирайт и придать ему обратную силу. В ответ хорошей идеей было бы придать обратную силу GPL. То, что мы знаем о воззрениях нобелевского лауреата Карла Фердинанда Брауна говорит, что он поддержал бы идеи GNU GPL. Если распространить принцип: Модификацию свободного устройства нельзя сделать несвободной, на его изобретения, то сегодня все устройства сделанные с использованием осциллографа должны были бы распространятся по лицензии GPL :-)

Еще двадцать лет назад почти вся техника поступавшая в продажу, была если не свободной, то открытой, поскольку любое устройство распространялось вместе с монтажными и принципиальными схемами. Общедоступна была и, например, книга Майзенберга "Устройство и ремонт фотоаппаратов". Сегодня техника развивается, но есть каста избранных, допущенных к информации, и каста неприкасаемых, которых считают за благо держать в неведении Есть мнение, что если знание попадет в плохие руки, то это зло. На мой взгляд, большее зло допустить, чтобы кто-то решал, какие руки плохие, а какие хорошие и зло, когда информация распространяется подпольно и при этом неизбежно искажается.

На мой взгляд, есть веские причины применить принципы GNU GPL хотя бы к измерительным и регистрирующим устройствам. Я бы сформулировал их так:

  • Устройство можно использовать с любой целью (забивать микроскопом гвозди).
  • Можно изучать, как устройство работает и адаптировать его для своих целей. (При этом информация, как устройство сделать - технологические тонкости могут быть скрыты. Если оговорена твердость материала, то не обязательно рассказывать каким режимом закалки стали оно была достигнута).
  • Можно сделать свое устройство, имеющее аналогичную конструкцию. Не надо создавать более сложное устройство только потому, что простое уже существует. (История науки показывает, что несколько человек могут создать одинаковые устройства одновременно и независимо. Более того установить первооткрывателя зачастую не представляется возможным или это удается историкам через много лет. Крайне маловероятна ситуация, что если конкретный изобретатель не родится, то устройство не придумают. Если несколько человек годами работают над одной проблемой, то ситуация, когда победитель, опередивший конкурента на несколько часов, получает все права, представляется абсурдной. История науки знает примеры, когда одному удается раньше обнародовать идею, а другим первым реализовать устройство в металле. При этом остается вопрос, знал ли фантазер, предложивший идею, как ее реализовать и мог ли это когда-нибудь сделать. Недавно снова вспыхнули споры об истории создания телефона. Если информация ограничивается, то независимые разработчики не обязаны знать, что разрабатывают и разработали другие, в любом случае сегодня обилие информации столь велико, что чаще проще создать устройство с нуля , чем искать существуют ли у него аналоги. Идея резьбы или байонета уходит в глубину веков, а совпадение размеров зачастую диктуется просто метрической и дюймовой системой мер)
  • Результаты усовершенствования и доработки устройств можно публиковать и распространять.
  • Модификацию свободного устройства нельзя сделать несвободной. (Если вы в своем устройстве используете свободную идею колеса, или электроннолучевой трубки Брауна, то и ваше устройство должно быть свободно для следующих поколений конструкторов).

Как пишут сторонники свободного программного обеспечения: Чтобы даже просто точно установить, что и как делает программа, необходимо располагать её исходным текстом, поскольку при компиляции в машинный код программа утрачивает читабельность. Применительно к физике Бриллюэном (следуя Бриджмену) сформулировано понятие наблюдаемой величины:

Некоторая величина является наблюдаемой только тогда, когда для ее наблюдения можно указать метод и дать подробное описание экспериментальной установки.

Т.о. просто, чтобы быть уверенным, что снятое нами на фотографии существует в действительности и могло быть зарегистрировано данным аппаратом, нам надо знать его конструкцию и методику измерения и обработки, точность установки таких параметров, как например, чувствительность. диафрагма, выдержка, фокусное расстояние. Мне приходилось выступать экспертом при анализе фотографий, якобы зарегистрировавших НЛО, и только знание конструкции конкретного аппарата позволило все свести к куда более прозаическим вещам. Метод в фотографии описывает получение резкого изображения, а в зоне нерезкости конструкция может дать очень причудливые искажения.

Камера предоставлена компанией Эльдорадо.

26.06.2008
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss