SAMSUNG NX10 и "чужая" оптика

фото

Шесть лет назад я собрал свой прототип цифровой камеры с резьбой М39 и рабочим отрезком 28,8 мм. Эта камера позволяла использовать практически любой из объективов пленочных камер, как от дальномерных типа Лейка - ФЭД, так и от всех зеркальных камер. Там же я сформулировал и ряд пожеланий к камерам этого типа. Чуть позже, буквально через несколько недель, была анонсирована камера Epson R-D1 с байонетом Leica M и с переходником на резьбу М39. Та камера однако не обладала возможностью фокусировки по ЖК экрану, а именно это принципиально отличает камеры этого типа от зеркальных. В зеркальных камерах убедиться в том, что снимок сделан правильно, можно только просмотрев уже отснятый, поскольку всегда есть вероятность, что матовое стекло неправильно отъюстировано, и как бы точно вы не наводились, снимок получится нерезким. Прямое визирование по ЖК экрану позволяет фотографу не беспокоиться о неправильной юстировке камеры. Если изображение резкое на экране, то оно будет резким и на снимке. Тогда же я предложил и систему фокусировки, позволяющую решить проблему перекоса матрицы при сборке. Была надежда, что идеи той статьи скоро получат промышленное воплощение. Однако надежда - глупое чувство, и прошло целых пять лет, пока появилось что-то, отдаленно воплощающее заложенные в той статье идеи. Год назад появились камеры стандарта micro 4/3. Тогда же SAMSUNG анонсировал разработку камер серии NX. Учитывая большую матрицу и разработку системы крепления объектива без оглядки на другие камеры, казалось, что может получиться стандарт, близкий к моим мечтам. История последних тридцати лет показывает, что первые камеры нового стандарта обычно относились к полупрофессиональному классу, или камерам для продвинутых любителей, и только потом появлялись профессиональные камеры соответствующего стандарта. Поэтому то, что камера SAMSUNG NX10 анонсирована именно как любительская, не ослабило моего интереса к заложенному в ее конструкции стандарту крепления объектива. Камера со сменными объективами - это всегда системная камера. Подразумевается, что на покупке камеры дело не остановится, дальше пойдут объективы, аксессуары и т.д. Каждый любитель, покупая системную камеру, полагает, что он когда-нибудь освоит все тонкости фотографии, и к тому времени фирма предложит ему в рамках той же системы что-нибудь более профессиональное, что позволит ему использовать весь накопленный комплект принадлежностей. Система - это как наркотик: раз выбрав какую-нибудь фирму, вам потом очень трудно перейти на продукцию ее конкурентов. Поэтому в этой статье я постараюсь рассмотреть не только возможности конкретной данной модели, но и тот потенциал, который заложен в стандарт.

Система SAMSUNG NX комплектуется на сегодняшний день тремя объективами с рабочим отрезком 25,5 мм и байонетом с внешним диаметром 42 мм. Практически таким же, как у micro 4/3, однако с более широкой проточкой, что не позволяет случайно перепутать объективы, - так сказать, защита от дурака. Кроме того, фирма SAMSUNG выпустила переходник MA9NXK для использования объективов с байонетом K и ручной фокусировкой.

K

K

Переходник довольно любопытный, поскольку имеет кольцо, связанное с толкателем, закрывающим диафрагму объектива. Причем есть фиксация промежуточных положений. В отличие от системы micro 4/3, переходников на автофокусные объективы у системы NX пока нет. Предполагается, что есть некоторые правовые проблемы, которые то ли будут решены, то ли нет. Впрочем, даже в рамках автоматизации работы с объективами для механических камер, фирма могла бы блеснуть и сделать электрический привод толкателя, это уж точно ничьих прав не задевает. Это, возможно, нас ждет еще впереди, поскольку на сегодняшний день поддержка объективов, установленных через переходник, реализована очень плохо, существенно хуже, чем в системе micro 4/3. Невозможно включить электронную лупу для точной фокусировки, и по непонятной причине, хотя никакой электрической связи с объективом нет, камера заносит в заголовок EXIF диафрагму, взятую с потолка, при том, что поля, отвечающие за фокусные расстояния и светосилу, содержат нулевую информацию, что является естественным, когда камера не знает, какой объектив к ней подсоединен. Я надеюсь, что проблему электронной лупы с помощью обновления прошивки встроенного программного обеспечения фирма решит. Если же не решит, то кто-нибудь сделает "одуванчик", который будет включать электронную лупу. На сегодняшний день электронная лупа включается автоматически при повороте кольца фокусировки на штатных объективах. Ясно, что эту систему несложно обмануть, были бы энтузиасты и желание. Однако, судя по тому, что мы сегодня имеем, особо обнадеживать энтузиастов фирма не намерена.

Хотя ручная фокусировка и затруднена, но возможна. Поэтому посмотрим, что можно прикрутить к этой камере и что это нам даст. Рабочий отрезок 25.5 мм теоретически позволяет сделать переходник на любой объектив с большим рабочим отрезком. Таблицу рабочих отрезков можно посмотреть здесь. Однако это условие необходимое, но не достаточное. На возможность сделать переходник влияет также и диаметр байонета. У данной камеры внешний диаметр байонета 42 мм, однако глубина проточки 1,8 мм, значит максимальный диаметр отверстия в переходнике не превышает 38 мм и это делает невозможным изготовить переходник на байонет Leica M. А жаль, потому что камера могла бы конкурировать с моделью Leica M8. С резьбой М39 тоже, оказывается, есть проблемы. Глубина резьбы не должна превышать 4 мм, да и при этом стенка будет тоньше 0,5 мм, что накладывает требования на материал, из которого делается переходник. Я сделал переходник из дюраля с чуть более толстой стенкой, и для некоторых объективов это оказалось достаточным. Однако в моей коллекции есть объективы и с более глубокой резьбой, и их уже невозможно ввинтить столь глубоко, чтобы была реализована фокусировка на бесконечность.

М39

Кроме того, объективы с резьбой М39 имеют кольцо, сопрягающее их с толкателем дальномера. Это кольцо может закоротить контакты, поэтому его необходимо заизолировать, например, кусочком изоленты. Контакты в этой камере расположены вверху, там же, где и толкатель дальномера. Поэтому подпилить кольцо, сохранив работоспособность объектива с дальномерной камерой, нельзя.

фото
Стандартное крепление объектива в дальномерных камерах с резьбой М39. Над резьбой расположен дальномер, в внутри резьбы - толкатель, связывающий перемещение объектива с поворотом зеркала дальномера.

фото
Объектив Юпитер 3 с переходным кольцом. Часть кольца привода дальномера, находящаяся над контактами, заклеена изолентой.

Глядя на штатные объективы, бросается в глаза, что байонет не пропорционально меньше диаметра объектива. Кстати, сравнивая байонеты суперсовременного объектива с меняющимся фокусным расстоянием и встроенным стабилизатором и объектива с фиксированным фокусным расстоянием, бросается в глаза, что первому долгая жизнь не планируется, а второй же кажется сделан на века.

фото

Меньше данного у пленочных камер был только байонет Exacta. Надо заметить, что за полувековую историю диаметр отверстия крепления объектива только рос. И выбор столь маленького байонета при столь солидном диаметре объективов вызывает, как минимум, удивление.

фото
Сравните отношение диаметра байонета к диаметру объектива у классического объектива TESSAR 50 и объектива Samsung
фото

Объектив Юпитер-3 с относительным отверстием 1:1,5 может стать прекрасным портретником для этой камеры, если, конечно, вам удастся точно сфокусироваться на зрачки модели.

Юпитер-3

Юпитер-3
Уменьшенный в 3 раза фрагмент снимка, сделанного при свете лампы накаливания мощностью 500 Вт объективом Юпитер-3 при полностью открытой диафрагме. Снимок сделан в формате RAW (SRW) и обработан в программе UFRaw 0.17. Хорошо видно, что глубина резкости позволяет сделать резкими только глаза и размыть все остальное. Если, конечно, удастся сфокусироваться точно на зрачки.

Идя уже проторенным путем, я собрал на основе объектива Пеленг объектив Круговой рыбий глаз для данного размера матрицы. В отличие от Micro 4/3, где использовалась дополнительная линза, взятая из окуляра х4, здесь можно воспользоваться более слабой линзой от окуляра х2.

Пеленг

Пеленг

Естественно, эта конструкция создает дополнительные аберрации, и их хорошо бы править на этапе работы с сырым Raw форматом. Вообще говоря, в комплекте с камерой идет конвертер Samsung RAW Converter 3, он же SILKYPIX 3, однако на тесты он мне не достался, а на сайте Samsung при попытке найти его меня переадресовали на сайт SILKYPIX, где версии под Samsung я так и не обнаружил. Хотя формально dcraw эту камеру и не поддерживает, все же преобразовать этот формат она может. Но с балансом белого возникают определенные проблемы. При автоматическом балансе картинка достаточно правдоподобная и мало отличающаяся от изображения в формате JPEG. Но цветовая температура при этом указывается как 14 тыс.К, и попытка ее изменить приводит к сообщениям в UFRaw о недопустимом значении множителей. Меняя множители каналов, можно изменить баланс белого, но это неудобно, и добиться быстро приемлемого результата сложно. Т.е. единственный реальный путь, который на сегодня был мне доступен, это сохранить преобразованное изображение в 16-битном формате и дальше уже обрабатывать его в графическом редакторе. При щелчке мышью по нижеприведенной миниатюре можно увидеть исходный снимок сохраненной камерой в JPEG. Если точно отъюстировать шкалу дистанций, то можно добиться и большей резкости, чем в данном примере, когда я пытался сфокусироваться по экрану. При съемке широкоугольниками точность фокусировки не очень важна, если объектив точно отъюстирован. А вот это быстро сделать без электронной лупы сложно и, учитывая ограниченное время теста, у меня на это просто не хватило времени :-(

Пеленг

С объективами для зеркальных камер проблем, естественно, уже нет. Рабочий отрезок Зенитовских камер 45,5 позволяет использовать эти объективы даже с большинством сегодняшних цифровых зеркальных камер, здесь же запас целых 20 мм. Объектив Рубинар с фокусным расстоянием 500 мм позволяет снять птичек достаточно крупным планом.

Рубинар
Рубинар
Фрагмент кадра, уменьшенный в 3 раза.

Используя объектив с фокусным расстоянием 135 мм и меха, можно получить макроснимки с увеличением, существенно превышающим возможности штатных объективов.

Меха

фото

Естественно, возможно использование этой камеры и с микроскопом.

Микроскоп

Ниже приведены одиночный снимок, и снимки, полученные объединением стопки. Стопка из 10 снимков сделана с шагом 0,1 мм. При этом заботиться о точности фокусировки не придется, каждый кадр в стопке на что-нибудь, да сфокусирован.

Микроскоп

Стопка, объединенная программой CombineZP:

CombineZP

Стопка, объединенная дополнением Stack Focuser к ImageJ:

Stack Focuser

С точки зрения работы с микроскопом, основная проблема – отсутствие управления от компьютера. Эта проблема не зависит от крепления и, в принципе, легко преодолима, вопрос только в том, будет ли желание у фирмы.

P.S.

Когда этот стандарт был только анонсирован год назад, у меня было желание купить эту камеру сразу, как только она выйдет. После детального ознакомления энтузиазм несколько остыл. На сегодняшний день для энтузиастов-экспериментаторов зеркальные камеры с живой картинкой типа Canon EOS 1000D представляются более дешевым и интересным вариантом. Коротким рабочим отрезком в силу малого диаметра байонета достаточно сложно воспользоваться, и в этом смысле интереснее Micro 4/3 с ее 19,4 мм рабочего отрезка. Но там меньше матрица и большая цена. Так что, как говорил Лис, нет в мире совершенства.  Потенциально большая разница в рабочих отрезках с зеркальными камерами позволяет напичкать кольцо электроникой и сделать переходные кольца для произвольных автофокусных объективов и даже поставить в переходное кольцо мотор,  превратив объективы с ручной фокусировкой в автофокусные. В порядке эксперимента это не сложно сделать, включив между камерой и объективом компьютер, но образец, пригодный для реальной работы, похоже, можно сделать только в заводских условиях.

Камера предоставлена компанией Samsung Electronics Rus

14.04.2010
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss