Это первая цифровая камера с объективом из прозрачной керамики.
По Большой Советской Энциклопедии керамика (от греч.
- глина) - это "изделия из природных глин, а также их соединений с минеральными и органическими добавками, обожженные до камневидного состояния. В настоящее время термин керамика вошел в все европейские языки. Он охватывает разнообразные изделия: от грубого тяжелого кирпича до легкой и прозрачной фарфоровой чашки. Пластичность глин была обнаружена человеком еще на заре его существования. Однако обжиг, который придает глиняной массе камневидность, водоустойчивость и огнестойкость, стал применяться человеком только в раннем неолите (около пятого тысячелетия до н.э.)".
То, что фарфор пропускает свет, замечено давно, у меня даже есть ночник, сделанный из фарфора. Но при этом он очень сильно рассеивает свет. И как удалось добиться от керамических линз оптических свойств, не уступающих стеклу, мне непонятно.
Вслед за Л.Толстым я готов повторять, что "знание непонятного равно незнанию", тем не менее, попытаемся собрать всю доступную информацию. В пресс-релизе Casio написано:
Компания CASIO, подтверждая свое лидерство в этой области, создала первый в мире объектив с применением оптически прозрачных керамических линз LUMICERA, производства компании Murata Manufacturing Co., Ltd.
Линзы LUMICERA обладают такими же характеристиками светопропускания, что и традиционные стеклянные объективы, но обладают двумя особенностями, которые привлекли внимание инженеров компании CASIO.
Линзы LUMICERA обладают не только более высоким коэффициентом преломления (2,08) по сравнению со стеклянными (1,5 – 1,85 ), но и несравненно более высокой прочностью. Компания CASIO разработала объектив с применением прозрачной керамики с уникальным коэффициентом преломления благодаря нескольким факторам. Прежде всего, по заказу CASIO керамический материал был изменен — увеличено окно оптической прозрачности для коротких длин волн и устранены поры (воздушные пузырьки), снижавшие прозрачность керамики.
Также инженеры CASIO разработали процесс обработки керамических линз, включающий сочетание тонкой полировки и нанесение специального покрытия, улучшающего преломляющий коэффициент.
Применение керамических линз в объективах цифровых фотокамер, разработкой которых CASIO занимается много лет, позволяет сделать новые модели на 20% тоньше.
2,08 – это очень большой показатель преломления. Больше – разве что у алмаза. Визит на сайт фирмы Murata позволил обнаружить единственное ключевое слово — Барий (Barium based transparent ceramics), поскольку известно, что карбонат бария BaCO3 добавляют в стекольную массу, чтобы повысить коэффициент преломления стекла, и получают тяжелый баритовый флинт с показателем преломления 1,815.
В общем, как удалось достичь такого показателя преломления, не очень ясно, но результат достигнут. Больший показатель преломления позволяет при равном фокусном расстоянии сделать линзы с меньшей кривизной поверхности и, следовательно, они получатся тоньше.
Камера EXILIM EX-S100 действительно очень маленькая, по размерам она не превышает пачку сигарет и даже чуть тоньше. Камера имеет прочный металлический корпус, на котором размещено металлическое же штативное гнездо. Предполагается, что все соединения с компьютером и зарядным устройством будут осуществляться путем установки камеры в док.



Камера имеет большой ЖК экран на все случаи жизни: он используется как видоискатель, для навигации по меню и просмотра отснятых кадров. На нижней панели штативное гнездо, разъем для подсоединения к док-станции, и за общей крышкой аккумулятор и карта памяти SD. Открывать крышку не очень удобно, поэтому, вероятно, предполагается, что камера является своеобразной записной книжкой и при первой возможности устанавливается в док для подзарядки и передачи данных в компьютер. Часто извлекать карту памяти для замены, а также менять аккумулятор не очень удобно. Кнопок на задней панели не так уж мало - целых 11. Пять из них объединены в мини-джойстик. Тем не менее, в камере не предусмотрены ручные режимы управления экспозицией, только возможность коррекции - +- 2 EV.
![]() |
![]() |
| Информация на ЖК экране в режиме съемки. Для новичков, еще не привыкших к специфическим символам, камера выдает подсказку, причем на русском языке. |
Информация о съемочных параметрах после нажатия спусковой кнопки наполовину. В случае, если включен так называемый панорамный фокус PF, в верхнем левом углу камера индицирует ожидаемый диапазон расстояний, при котором изображение будет резким. |
![]() |
![]() |
| Режим ручной фокусировки. На экране крупно воспроизводится центральная часть кадра и появляется шкала дистанций. | Несмотря на то, что ручных установок у камеры нет, информация о работе автоматики очень подробная. Вплоть до гистограммы. Причем не только для канала яркости, но и для каждого из цветовых каналов в отдельности. |
Запись |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Память |
|
![]() |
![]() |
Настройки |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
Просмотр |
|
![]() |
![]() |
BESTSHOT |
|
![]() |
![]() |
| Из уже привычных для камер Casio режимов BESTSHOT (настройка автоматики камеры в зависимости от снимаемого сюжета) отмечу режим для съемки визиток или демонстрационных плакатов под некоторым углом с возможностью автоматического исправления искажений. Конечно, все это можно сделать и с обычным кадром потом в графическом редакторе, но логика работы записной книжки не подразумевает, что вы каждый раз переписываете ее начисто, приходя домой. Сделал - забыл, вы сразу получаете результат, удобный для длительного хранения. |
|
![]() |
![]() |
| Камера сама определяет сюжетно важную часть и предлагает исправить перспективные искажения. | Результат может быть записан только с разрешением 1600х1200 пикселей. На вышеприведенном снимке показано, что у нас получилось в результате, а также вся информация, доступная при просмотре отснятых кадров. |
Объектив камеры изменяется от 4,8 мм до 13,5 мм (36 - 102 мм в 35 мм эквиваленте), относительное отверстие, соответственно, 1:4 - 1:6,6. Механика оправы сделана очень качественно, люфты практически не наблюдаются. В погоню за ненужными мегапикселями фирма тоже не бросилась, камера имеет всего лишь 3 Мп матрицу. Поэтому, несмотря на все мое желание, придумать тест, который позволял бы сказать, что это керамическая, а не стеклянная оптика, мне не удалось. Если не считать габаритов объектива, все результаты тестов практически идентичны аналогичным по возможностям стеклянным объективам.
Снимок миры: справа - центр кадра, слева - край, при минимальном (вверху) и максимальном (внизу) фокусном расстоянии. Для наглядности при верстке размер мир увеличен в два раза.
Мира расположена в центре кадра и снята рассматриваемой камерой и камерой QV-4000. Хотя QV-4000 имеет 4 Мп матрицу, но она больше по размерам. А размер же каждого чувствительно элемента практически одинаков, поэтому эти матрицы предъявляют близкие требования к разрешению объектива, и результат мы получаем практически идентичный.
Миниатюра |
Фрагмент |
![]() |
![]() |
F=13,5 мм; 1:6,6; 1/80 с; EV=0; ISO-50; дистанция - бесконечность (принудительная установка). Баланс белого - автоматический. |
|
![]() |
|
Освещение - солнечный рассеянный свет, баланс белого - автоматический. Отклонение в цветопередаче, вычисленное как максимальная разность яркости в разных каналах, деленная на среднюю яркость в правом верхнем сером прямоугольнике - 4%. |
|
![]() |
|
|
Освещение - солнечный рассеянный свет, баланс белого - дневной свет. Отклонение - 12%. |
|
![]() |
|
|
Освещение - галогенная лампа накаливания, баланс белого - автоматический. Отклонение - 30%. |
|
![]() |
|
|
Освещение - галогенная лампа накаливания, баланс белого - лампа накаливания. Отклонение - 16%. |
|
![]() |
|
Спектр, полученный от двух ламп с помощью дифракционного фильтра фирмы COKIN P040. Баланс белого на камере установлен для ламп накаливания. Верхний источник света - люминесцентная лампа с условной цветовой температурой 2800K., а нижний - лампа накаливания с цветовой температурой примерно 2800 K |
|
Съемка радуги, тестовой таблицы, а также ламп накаливания и люминесцентных ламп с цветовой температурой 2800К и дифракционным фильтром, установленным перед объективом, также не выявили никаких отличий в пропускании керамических линз в сравнении со стеклянными.

| ISO | Лампа накаливания | Дневной свет | ||
| 50 | 114 | 1,6 | 114 | 3,0 |
| 122 | 2,1 | 119 | 3,3 | |
| 111 | 1,7 | 113 | 3,1 | |
| 104 | 2,3 | 107 | 3,4 | |
| 100 | 112 | 1,5 | 119 | 3,1 |
| 121 | 2,2 | 133 | 3,5 | |
| 110 | 1,8 | 114 | 3,2 | |
| 102 | 3,5 | 107 | 3,7 | |
| 200 | 112 | 2,1 | 110 | 2,7 |
| 122 | 3,0 | 121 | 3,7 | |
| 109 | 2,7 | 106 | 3,1 | |
| 101 | 4,9 | 94 | 3,8 | |
| 400 | 112 | 2,5 | 118 | 4,2 |
| 122 | 4,0 | 125 | 5,9 | |
| 108 | 3,0 | 116 | 4,7 | |
| 103 | 6,9 | 109 | 5,4 | |
Обращает внимание относительно высокий уровень шумов при низкой чувствительности и дневном освещении. Матрица с керамической оптикой оказалась лучше приспособлена к искусственному освещению. Вероятно, чувствительность к длинноволновой части спектра существенно отличается от коротковолновой.
Обращает на себя внимание параметр WhiteBalance Bias (смещение): 233,624, при WhiteBalance : Tungsten Lamp;
WhiteBalance Bias : 372,333 при WhiteBalance : Daylight. Не думаю, что это связано именно с оптикой и что у разных камер смещение измеряется в одинаковых единицах, но отмечу, что у Casio P700 при дневном освещении этот параметр еще больше.
При дневном освещении оптимальной чувствительностью является ISO 200, при ISO 100 и 50 из-за разной спектральной чувствительности и как следствие необходимости коррекции существенного выигрыша в уровне шумов не наблюдается. Разброс между несколькоми сериями снимков получился довольно большим и составил -0,3 для стандартного отклонения.
Воспользуемся программой Exif Reader V3.0 для получения дополнительной информации о снятых кадрах и попытаемся понять алгоритм автоматической фокусировки.
Миниатюра |
Фрагмент |
![]() |
|
F=13,5 мм; 1:6,6; 1/250 с; EV=0; ISO-50; дистанция - 13884 мм. В режиме автоматической фокусировки, как бы далеко не был расположен объект, камера обычно фокусируется на дистанцию, хоть и превышающую гиперфокальное расстояние, необходимое для получения максимальной глубины резкости, но существенно более близкую, чем реальное расстояние до объекта. Воспользовавшись программой из статьи, и считая размер допустимого круга нерезкости равным 5мкм (2 пикселя), получим для гиперфокального расстояния - 6 м. Впрочем, возможно, что шаг перемещения объектива просто больше, чем разница между фокусировкой на 13 м и бесконечностью. |
|
![]() |
|
F=4,8 мм; 1:4; 1/400 с; EV=0; ISO-50; дистанция - бесконечность (автофокусировка). |
|
![]() |
|
F=6,9 мм; 1:4,6; 2 с; EV= 0; ISO-50; дистанция - бесконечность (принудительная установка). |
|
![]() |
![]() |
F=13,5 мм; 1:6,6; 1/40 с; EV= 0; ISO-100; дистанция - 157 мм. Максимальное увеличение при пересъемке кадров с 35 мм пленки. |
|
![]() |
|
F=13,5 мм; 1:6,6; 1/160 с; EV= -1; ISO-50; дистанция - 178 мм. |
|
| Попробуем показать, когда вмешательство в работу автоматики оправдано, и что может дать ручная коррекция и последующая обработка в графическом редакторе. | |
![]() |
![]() |
F=4,8 мм; 1:4; 1/500 с; EV= 0; ISO-50; дистанция - 6850 мм (оценка гиперфокального расстояния дает нам 1 м, при дистанции в 7 м резкое изображение будет от 0,9 м до бесконечности). Снимок в автоматическом режиме. В целом, кадр имеет правильный баланс и может быть без дополнительной коррекции помещен в архив или распечатан. Однако, если присмотреться, то детали в светах потеряны. |
|
![]() |
![]() |
F=4,8 мм; 1:8; 1/400 с; EV= -0,7; ISO-50; дистанция - 6850 мм. Снимок с коррекцией экспозиции. В целом, он производит впечатление чересчур темного, но детали колонн сохранены. |
|
![]() |
![]() |
После коррекции в графическом редакторе мы получаем изображение нормальной плотности с сохраненными деталями в светах и без заметных шумов в тенях. |
|
Сделав прочный металлический корпус, отличную механику, и не гонясь за избыточными мегапикселями в матрице, фирма Casio сделала все, чтобы первый блин не оказался комом. Камера с керамическими линзами получилась очень удачной. Это прекрасная записная книжка с возможностью записи звука, которую можно всегда носить с собой. Единственно, что хотелось бы, это иметь возможность ручной установки выдержки и диафрагмы, хотя бы через меню, без дополнительных кнопок на корпусе. Можно было бы, кроме пункта Экспокоррекция, добавить пункт Установка диафрагмы и Установка выдержки, по аналогии с устройством меню в камере Casio QV-3000. Вероятно, неплохо было бы иметь и запись в формате RAW. Возможно, он и есть в этой камере, но фирма изменила способ доступа к служебному меню, и проверить его существование мне не удалось.