CASIO QV-7000SX

Когда я начал готовить эту статью, меня поразил проспект фирмы, в котором приводилась оптическая схема объектива из восьми элементов в восьми группах.

Такому объективу позавидовали бы многие пленочные аппараты. Когда же я обнаружил в тексте характеристики этого объектива (240 линий на мм), меня взяла оторопь, и я полез в учебник. Из учебника я извлек следующую формулу : "визуальная разрешающая способность идеального фотообъектива при использовании миры абсолютного контраста при длине волны 546,1 нм приблизительно равна 1500/К (где К – диафрагменное число)". Подставив 240 в эту формулу, я получил для диафрагмы 6,25. Таким образом, даже если это не опечатка, фирма лукавит: такое значение может быть достигнуто только при полностью открытой диафрагме. Впрочем, дальнейшие эксперименты показали, что объектив действительно хороший и разрешение по краям кадра строго равно разрешению в центре. Это означает, что разрешение камеры лимитирует не объектив. Элементарный подсчет показывает, что для заявленного разрешения в 1280 точек при матрице площадью в четверть дюйма было бы достаточно разрешения объектива в 100 линий на мм. Тем не менее, появление у цифровых камер оптики такого класса заставляет меня вернуться к часто задаваемому вопросу о том, когда цифровые камеры догонят пленочные. Я провел некоторые расчеты, которые привожу ниже, и пришел к парадоксальному выводу: цифровые камеры среднего класса уже сегодня содержат почти столько же информации об объекте, как и классические, но мы пока не научились ее так же хорошо извлекать, как из пленки. Разрешающая способность одного из лучших отечественных объективов Индустар 61Л/З составляет 42 по центру и 30 линий на мм по полю. Таким образом, на кадр приходится 1260 линий. Это без учета светорассеяния и других погрешностей, вносимых аппаратом. С приводимыми паспортными данными всегда проблема понять, что измерялось на самом деле, штрихи или пары линий. Для единства методики я взял ту же миру, которую использую для оценки цифровых камер, снял аппаратом Canon EOS 50 c объективом среднего класса фирмы Soligor 70-210 на пленку academy, и получил следующее значение: разрешение по центру 38 штрихов на мм. На широкую сторону кадра придется соответственно 1400 штрихов (учитывая, что по краям оно почти в два раза меньше, получим 1100 штрихов на кадр). Забегая вперед, отмечу, что у тестируемой камеры разрешение в этом тесте составило 950 штрихов.

Следовательно, количество деталей, передаваемых этой цифровой камерой, примерно на 30% меньше, чем у фотоаппарата со средней по характеристикам пленкой, что было бы почти не заметно, если бы алгоритмы цифрового сглаживания мы в каждом конкретном случае выбирали бы такие же удачные, как и сглаживание, даваемое объективом. Впрочем, эффект знакомый - нерезкость зачастую воспринимается лучше, чем крупное зерно. Это - проблемы роста, просто цифровая фотография еще очень молода и соответствующие методы еще не отработаны. К голокопии (способ перевода серебра изображения в хлористое серебро, образующее более мелкозернистое изображение с хорошей проработкой деталей в плотных участках) тоже пришли не сразу. Часть проблем, подрывающих авторитет цифровой фотографии, связана с типографскими технологиями. Необходимость записывать в один файл как растровую, так и полутоновую графику привела к так любимому всеми типографиями формату TIFF с разрешением в 300 точек на дюйм. Для полутонового изображения это много (растр полутоновых изображений даже в лучших изданиях достигает только 200 линий на дюйм), а для мелкого текста мало, и он кажется недостаточно четким. Следовательно, требуемый типографиями файл с разрешением в 300 точек на дюйм – это на 30% запас на случай внутренних типографских технологических трудностей.

С чего начинается…

тестирование камеры

С осмотра с поверхности. Когда берешь в руки пленочную камеру, то, открыв крышку, видишь, и какой затвор, и объектив на просвет. Можно и работу диафрагмы увидеть, и скорость затвора замерить, и все могущество наработанных веками оптических методов к объективу применить. Наука, так сказать. А с цифровой камерой – черный ящик: на входе изображение, на выходе цифра и еще какие-то кнопки, которые на эту цифру как-то влияют, – в общем, классическая головоломка.

съемка

С покупки пленки, про которую мы знаем, что, либо сами проявим, либо в лабораторию отдадим. А в цифровой фотографии - с проверки возможности полученную камерой цифру превратить снова в изображение. Ну вообще-то, конечно, начинается с зарядки аккумуляторов или подсоединения блока питания, или на худой конец со вставки неперезаряжаемых элементов питания (термин батарея, из описания на русском языке, применим к группе элементов в одном корпусе, например, "Крона" или плоская батарейка для карманного фонарика, а не к элементам типа АА (аналог российского 316). Замечу, что описание у камеры хорошее, но вопросы питания там отражены зеркально – в буквальном смысле, страницу 30 без зеркала не прочтешь. Рисунок тоже зеркальный, но я надеюсь, что большинство потребителей оценят удобный и легкий бестрансформаторный блок питания и простят фирме типографские огрехи.

проявка

Но вернемся к подсоединению камеры к компьютеру. Тут пользователю предоставляется масса возможностей, вероятно, в надежде, что хоть одну-то он реализует. Камера позволяет передать изображение в компьютер через последовательный порт, инфракрасный порт и, наконец, вынуть плату памяти CompactFlash и подсоединить ее к компьютеру. Первый вариант проблем не вызывает и через программу QV-LINK можно передать в компьютер фотографии. Но этот способ оказывается ущербным, поскольку информацию о режимах съемки, которую камера записывает в формате html, вы получить не сможете. Второй способ передачи данных через ИК порт не отличается, по сути, от первого. Одно большое удобство: не надо выключать компьютер для подсоединения камеры, но масса "развлечений" по настройке инфракрасного порта. У меня на это ушло несколько часов. Причем половину вины за это я возлагаю на Windows 98 , которая услужливо сообщала, что порт работает нормально, но внешних устройств не обнаружено. Но и после победы, когда окна заявили, что видят камеру Casio, оказалось, что QV-LINK не приемлет эмулируемый программно com5. Поскольку этот параметр изменить в установках нельзя, пришлось удалить порты и, варьируя порядок их установки, добиться программной эмуляции com4. Замечу, что скаченный через Интернет TWAIN драйвер с ИК портом работать отказался. У ИК порта есть и еще одно довольно экзотическое назначение – переписывать данные с камеры на камеру по протоколу IrTran-P, который разработан совместно фирмами NTT, Sony, Sharp, Okaya Systemware, Casio.

В общем, порты работают, но через них можно получить не всю информацию, а управлять камерой и вовсе невозможно.

Способ с использованием CompactFlash почти также прост, как и использование пленки в аппарате, но "бачок для проявки" в комплект камеры не входит. То есть вы должны иметь адаптер для карты памяти, который вставляется в PCMCIA, а для настольного компьютера еще, вероятно, придется устанавливать и сам разъем для PCMCIA карт.

В комплект с камерой входит 8Мб карта памяти CompactFlash (судя по проспекту, фирма выпускает карты объемом от 4 до 48Мб), на которую записываются фотографии, уменьшенные копии для предварительного просмотра, и все это объединяется вместе с информацией об условиях съемки в html файл. На мой взгляд, одно из самых удачных решений из всех тестированных мной камер. Вся информация содержится на карте памяти в файлах в формате JPEG, сразу пригодном для чтения стандартными программами, и в индексном файле. Для переноса фотографий в компьютер достаточно просто скопировать папки. При севших батарейках камера постарается правильно записать основной кадр изображения, а на индексном файле в формате html будет экономить. При использовании карт памяти от сторонних производителей никаких дополнительных операций проводить не приходится, и камера сама создает все необходимые папки.

Убедившись, что результатами труда удастся воспользоваться, приступаем к съемке.

Как происходит...

съемка

Основные органы управления камерой доступны большому и указательному пальцам правой руки. Колесо выбора режимов съемки и переключатель запись- воспроизведение расположены под большой палец правой руки. Кнопка вызова меню, две кнопки навигации по экранному меню, спусковая кнопка и движок изменения фокусного расстояния объектива предназначены указательному пальцу. Дополнительно под ЖКИ экраном расположены кнопки управления вспышкой и ручной фокусировки. Наборный диск позволяет оперативно включать как типичные для современных пленочных аппаратов режимы: зеленая зона (полная автоматика), спортивный режим, ночной режим, кино (отношу к фотографическим режимам, так как серийная съемка сегодня присутствует у большинства аппаратов с моторной перемоткой пленки),- так и режимы, присущие только цифровой фотографии: панорама (позволяет видеть часть предыдущего кадра для наилучшей стыковки), запись заголовков, черно-белая запись, запись с сепией. Как и у хороших современных зеркалок, в работу автоматики можно вмешаться с помощью кнопок [+] и [-]. При каждом нажатии на кнопку коэффициент компенсации меняется на 0,25 экспозиционного числа. Удобно, что этот режим всегда доступен и не требует долгого блуждания по меню. Нажав кнопку меню, можно добиться и более точных настроек. Например, установить диафрагму, выбрать многозональный замер экспозиции или измерение по центру кадра, скорректировать баланс белого. Однако полностью ручного режима, позволяющего фиксировать как выдержку, так и диафрагму, у камеры нет. Видимо, поэтому мне не удалось найти в описании эквивалентного пленке значения чувствительности матрицы. Но поскольку значения выдержки и диафрагмы записываются вместе с кадром, мне легко удалось вычислить, на какое значение ориентируется автоматика при естественном освещении. Съемка с одновременным замером освещенности объекта экспонометром позволила установить, что автоматика ориентируется на ISO 100. Ход спусковой кнопки двухступенчатый. Половинное нажатие включает автофокусировку и замер экспозиции. Если, не отпуская кнопку, переместить аппарат и только после этого нажать кнопку до конца, то снимок будет сделан с параметрами, полученными при предварительном нажатии кнопки. Если все же необходима ручная фокусировка, то можно перейти на ручной режим, при котором точность наводки можно оценить как визуально по ЖКИ, так и с помощью линейки – расстояние фокусировки индицируется на экране в см с шагом, соответствующим глубине резкости объектива. Возможные значения: макро, 10-21(шаг 1 см), 23,25,27,29,34,38,42,50,60,70,90см, 1,2м, 2м, 5м, 10м, бесконечность.

Из экзотических возможностей камеры отмечу возможность съемки в заданное время и два режима киносъемки: один, когда записываются кадры после нажатия кнопки, и другой, когда в память записываются кадры, снятые непосредственно перед нажатием кнопки.

Результаты съемки штриховой миры и спектра от дифракционной решетки никаких неожиданностей не выявили.

Возможности камеры довольно богатые, но в статье все 120-страничное описание, да еще с комментариями, не разместишь - получится не статья, а роман. Поэтому изучайте результаты тестов и смотрите сводную таблицу технических характеристик: там есть то, чего нет в описании.

И чем заканчивается...

тестирование камеры

В заключение приведу некоторые сравнительные впечатления.
Камера отлично задумана и неплохо выполнена. Правда, остается ощущение, что у изготовителей не хватило энергии довести некоторые задумки до совершенства.

При цене в 600$ по отношению цена / качество и цена / возможности камера вышла в условные лидеры из всех тестированных мной камер этого класса. Для некоторых применений это не лучший выбор, но в среднем …

По тестам на разрешение камера незначительно уступает AGFA ePhoto 1680  и Olympus C-1400L

По возможностям ручного вмешательства в процесс съемки камера может конкурировать с Kodak DC120.

Ручная фокусировка этого фотоаппарата мне представляется одной из самых удобных.

Судя по данным фирмы, двукратный зум объектив камеры имеет превосходные характеристики, но никаких возможностей расширить или изменить оптические характеристики стандартными средствами не предусмотрено. Объектив не имеет посадочной резьбы под фильтры или оптические насадки.

Если использовать карту памяти для переноса изображения в компьютер, то по простоте переноса фотографий и доступности сопровождающий информации это одна из самых удачных камер.

Однако как студийная - камера практически не может быть использована, поскольку у нее отсутствует возможность управления от компьютера, и отсек с картой памяти расположен таким образом, что его невозможно открыть, не сняв камеру со штатива. Это нарушает одно из основных требований, предъявляемых к студийной съемке – возможность просмотреть результат, не смещая камеру, чтобы после анализа внести необходимую коррекцию и повторить съемку.

Да и штативное гнездо, на мой взгляд, было бы удобнее иметь на объективном отсеке камеры.

И о видоискателе. ЖКИ это прекрасно, пока вы снимаете в комнате или средних уровнях освещенности, но в режимах, которые принято называть пляж-снег, фотографировать приходится практически вслепую, и здесь сразу вспоминается, что у Kodak DC120 есть регулировка яркости экрана, а у AGFA ePhoto на этот случай предусмотрен специальный режим. Про полупрозрачное изображение, помогающее совмещать кадры панорамы, лучше и не вспоминать. Единственный способ хоть что-то увидеть - это установить максимальную экспокорекцию при наводке, а перед съемкой вернуться в нормальное положение. Примеры снимков и параметры съемки вы можете посмотреть в файлах html, которые создает камера. Возможно, черная накидка фотографов прошлого века и исправит положение, но мне представляется, что пока наличие оптического видоискателя является лучшим решением. Можно вспомнить опыт среднеформатных камер с шахтным видоискателем, у которых очень часто присутствует примитивный рамочный видоискатель для спортивной съемки.

Режим просмотра отснятых кадров способен удовлетворить самый изысканный вкус. Вы можете просмотреть уже склеенную панораму, увидеть кинофрагмент и воспользоваться режимом увеличенного просмотра любой части кадра.

В общем, что задумано, то и воплощено, а те, кому важны иные возможности, могут присмотреться к другим камерам. Я с удовольствием констатирую, что цифровые камеры вступили в период, когда потребитель может выбирать более привлекательную для него камеру, руководствуясь соображениями удобства и особенностями творческих планов, а не техническими характеристиками.
 

Технические характеристики

Формат записи 1280 х 960/640 х 480 JPEG
Память Плата CompactFlash
Датчик изображений Матрица ПЗС площадью 1/4 кв. дюйма (в рекламном проспекте 1/3), 1300000 пикселей 
Объектив F2,8-3,5 f=5-10мм (эквивалентно 32-64мм 35мм камеры)
Фокусировка Система определения фазовых различий с режимом захвата фокуса.
Диапазоны фокусировки 0,25м – бесконечность в автоматическом режиме. 

10 см – режим макро 

10см – бесконечность – ручной режим

Экспозиция Автоматическое измерение освещенности 

(предположительно для ISO 100) 

Компенсация от –2 до +2 EV

Затвор 1/4 до 1/1000 с и 1с в ночном режиме
Диафрагма F2,8 до F14
Режимы записи Одиночное изображение; автоспуск; видеоролик; панорама; таймер; заголовок; макро; монохром; сепия; спортивный; ночной.
Монитор 2,5 дюйма (122100 пикселей)
Входы/выходы Последовательный порт, видеовыход NTSC/PAL 
Инфракрасный канал IrDA1,1; протокол IrTran-P
Питание 4 элемента АА, адаптер переменного тока
Размер 140,5 х 75 х 52 мм
Вес 280 г с элементами питания

Камера предоставлена фирмой ТЕЛЕ-СЕРВИС МС.

29.03.1999
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss