Роль экспонометра в 21 веке изменилась. Таскать его с собой для
оперативной оценки освещенности потеряло смысл, автоматика камеры,
да и просто оценка изображения на экране даст больше и быстрее,
чем пользование экспонометром. Однако это не значит, что для него
не осталось задач. Экспонометр незаменим для организации света в
студии и при проведении трюковых съемок, когда надо правильно
расставить несколько источников в отсутствие объекта съемки и
особенно, когда нет возможности одновременно задействовать все
источники. Примеров можно привести множество, например такой:
Съемка под открытым небом с искусственными источниками освещения и
быстро меняющимся естественным. В момент съемки к
стационарным осветителям добавятся подвижные, следящие за
объектом, выполняющим трюковой номер. В этом случае нам придется
по отдельности оценить вклад каждого источника и, возможно,
подрегулировать мощность и положение стационарных. Для этого
желательно экспонометр закрепить и потом экспериментировать со
светом. Однако большинство ручных экспонометров даже положить и
надежно направить бывает сложно. Их надо держать в руке. Да
исключения со штативным гнездом попадаются, например описанный
мной 17 лет назад MINOLTA
FLASH METER V. Сегодня он, да и любой другой экспонометр
вряд ли есть даже у большинства профессиональных фотографов. И нет
у них планов их покупать. Зато в цифровую эру калибровка монитора
и принтера стала насущной необходимостью и спектрофотометр X-Rite
ColorMunki Photo есть у многих, а если его и нет, то он есть в
планах на покупку. X-Rite ColorMunki Photo может работать и как
экспонометр, и как флешметр, но его создатели сделали все, чтобы
его в этом случае, как и классический экспонометр, пришлось
держать в руке. Единственная плоская поверхность, на которую его
можно поставить, расположена таким образом, что молочное стекло
будет направлено вертикально вверх.
За время работы с X-Rite ColorMunki Photo я сделал
несколько креплений, но они были либо не очень надежными, либо
создавали риск испортить внешний вид прибора. 3D принтер позволил сделать более
удобное приспособление. Нарисовать его не сложно, однако, точный
замер расстояния между щелью в корпусе и его краем достаточно
сложен в силу труднодоступности. Надежная фиксация получившейся
конструкции это удача. Поэтому я и привожу получившийся STL
файл. Конструкция имеет два отверстия для крепления к
штативной головке с разворотом на 90 градусов. В приведенной
модели резьба не печатается, я ее после нарезал метчиком. Если вы
хотите сразу попытаться напечатать резьбу, то смотрите предыдущую статью. Фиксация
осуществляется штекером USB. Обычно ее достаточно. Для более
надежной фиксации предусмотрен капроновый винт М4, который не
царапает корпус.
Вторая деталь на приведенном снимке - это крепление к штативу
экспонометра ASPEN POLARIS.
Теперь, когда мы можем надежно закрепить измерительные приборы,
перейдем к измерениям. Для этого нам понадобится программное
обеспечение. Безусловно лучшим и доступным на всех платформах, в
том числе и на Raspberry Pi
(что позволяет легко реализовать компактную переносную установку),
является ArgyllCMS
созданное Graeme Gill и доступное под GNU AFFERO
GENERAL PUBLIC LICENSE. Это тот самый случай, когда непонятно,
зачем мы платим производителям за их навязанные в комплекте
программы, хотя нам нужно только голое железо. Говорят, что без
наших денег они не смогут совершенствовать свое программное
обеспечение и, платя им, мы способствуем прогрессу. Если бы хоть
часть этих денег доставалась Graeme Gill, то вопрос об отставании
проприетарного программного обеспечения от свободного, был бы
решен. Они отстали навсегда :-)
Запускаем программу spotread с ключами -a для измерения
освещенности от постоянных источников света и -f для работы
со вспышкой. Ключ -S выводит на экран график спектра. Ключ
-H включает режим повышенной спектральной точности. В нашем случае
это измерения с дискретностью в 5 нм. При работе со вспышкой надо
нажать кнопку на приборе, после чего вспыхнуть и отпустить кнопку.
При измерении освещенности программа выдает результат в люксах и
как экспозиционное число EV (exposure value). С последней
величиной все пользователи цифровых фотоаппаратов постоянно
встречаются, вводя экспокоррекцию. Однако, когда надо получить
диафрагменное число, многие даже опытные пользователи теряются и
начинают в уме извлекать корень из двойки в степени EV, умноженной
на выдержку. На мой взгляд, проще рассматривать полученное
значение EV как экспокоррекцию, относительно EV=0, при которой
выдержка равна 1 с, а диафрагменное число 1. Соответственно,
изменение EV на единицу- это либо изменение выдержки вдвое, либо
изменение диафрагмы на одно деление. Например, EV=5 соответствует
изменению выдержки до 1/30 с или диафрагмы до f:5,6.
Соответственно, оба изменения одновременно дадут нам EV=10.
При работе со вспышкой результаты даны в терминах средней за
секунду освещенности в лк*с. Из этих данных диафрагменное
число для ISO100 рассчитывается по формуле:
N=(E/2,5)^0,5
Приведу несколько примеров.


Result is XYZ: 655.007140 623.982918 313.250482, D50
Lab: 197.557858 26.447643 56.175268
Ambient = 624.0 Lux, CCT = 3380K (Delta E 1.529881)
Suggested EV @ ISO100 for 624.0 Lux incident light = 8.0
Closest Planckian temperature = 3401K (Delta E 1.071346)
Closest Daylight temperature = 4000K (Delta E
15.295114)
Color Rendering Index (Ra) = 92.9


В заключение, привожу ссылки на файл детали: