6-7 июля этого года в Стокгольме проходил международный семинар, посвященный новым фото и видеокамерам фирмы Panasonic. Из всего многообразия камер подробно ознакомиться и провести тестовые съемки удалось с двумя: компактной Panasonic DMC-LX5 и универсальной Panasonic DMC-FZ100. Функционально камеры очень развиты для своих классов и должны полностью удовлетворить целевую аудиторию, однако обе камеры являются системными и могут быть доукомплектованы значительным количеством дополнительных принадлежностей. Обе камеры допускают полностью ручное управление и запись в сыром формате.
LX5 – это продолжение известной линейки камер LX. Как и предыдущие, она предназначена либо продвинутым любителям, которым важны ручные настройки и потенциальная расширяемость возможности камеры за счет дополнительных аксессуаров, либо эта камера может быть второй у профессионального фотографа, предназначенной служить записной книжкой или подстраховкой на случай выхода из строя основной техники.

В любом случае для нее самая важная характеристика – это компактность. Как заявили сами представители фирмы Panasonic во время доклада, эта камера должна составить конкуренцию камере Canon G11. И я полагаю, что эта задача ей вполне по плечу.
Впрочем, у камеры нет оптического видоискателя и возможности управления от компьютера, и это может несколько сузить потенциальный круг ее поклонников. Проблема видоискателей для работы на ярком солнце может быть решена с помощью дополнительных аксессуаров. Возможно использование как электронного видоискателя так и оптического, последний имеет фиксированный угол обзора совпадающий с углом поля зрения широкоугольного объектива.
Вероятно, эта камера будет конкурировать и с Samsung EX1. По возможности видеосъемки камера Panasonic безусловно вне конкуренции. На конференции были представлены подробные технические характеристики и было продемонстрировано внутреннее устройство камер.
ПЗС тип 1/1,63" (примерно: 7,7 х 5,8 мм) 10,1 Мп. Максимальный
размер снимка в пикселях 3648 х 2736. Максимальный видеорежим,
обеспечиваемый матрицей 1280x720 пикселей, 25 кадров в секунду, хотя
записывается 50 кадров в PAL.


Фокусное расстояние: 5,1 - 19,2 мм. Горизонтальный угол зрения, примерно: 71о- 21о.
Относительное отверстие: 1/2 - 1/3,3.
10 элементов в 9 группах. 3 линзы с 5 асферическими поверхностями.

Щелкнув мышью по миниатюре, можно увидеть исходные кадры.
|
F=5 мм
1:2; 1/1600 с; ISO-80 Приоритет диафрагмы Смещение экспозиции =0 |
F=19 мм
1:3,3; 1/640 с; ISO-80 Приоритет диафрагмы Смещение экспозиции =0 |
|
Первые два снимка демонстрируют
возможности камеры изменять угол зрения
|
|
|
F=19 мм
1:3,3; 1/320 с; ISO-80 Приоритет диафрагмы Смещение экспозиции =0 |
F=10 мм
1:6,3; 1/60 с; ISO-80 Приоритет диафрагмы Смещение экспозиции =+0,3 |
|
Небольшая фотосессия позволяет оценить
портретные возможности камеры
|
|
|
F=5 мм
1:4,5; 1/640 с; ISO-80 Приоритет диафрагмы Смещение экспозиции =0 |
F=17 мм
1:4,5; 1/800 с; ISO-80 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
F=19 мм
1:5; 1/800 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
F=6 мм
1:5,6; 1/800 с; ISO-80 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
F=19 мм
1:4; 1/400 с; ISO-80 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =-0,7 |
F=5 мм
1:4; 1/800 с; ISO-80 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
Контраст перьев этой чайки превышает
динамический диапазон камеры. Еще большая экспокоррекция приведет к
потере деталей в тенях.
|
Быстродействие камеры позволяет
достаточно комфортно снимать динамичные сюжеты
|
Камеры этого класса практически достигли предела в своем развитии. Как показывает сравнение с LX3, возможные улучшения измеряются процентами. Основной критерий, определяющий симпатии пользователей, - это удобство эксплуатации и доступность дополнительных принадлежностей. По этим параметрам у LX5 есть все возможности побороться за лидерство.

Камера представляет собой ультразум с 24-кратным изменением фокусного расстояния и 14 Мп КМОП матрицей. Фактически впервые в практике фирмы компактная камера использует матрицу этого типа.
КМОП тип 1/2,33" (примерно: 6,13 х 4,6 мм) 14,1 Мп. Максимальный размер снимка в пикселях 4320 х 3240. Максимальный видеорежим 1920 х 1080, 50 кадров в секунду при черезстрочной записи в PAL (AVCHD, FSH: 17Mbps ).


Переход на новый тип матрицы связан со стремлением повысить быстродействие. В данной матрице используется встроенный АЦП. Камера может снимать до 11 кадров в секунду с использованием механического затвора и с максимальным разрешением. Эта камера при съемке с записью кадров в Raw + JPEG в быстродействии не уступает большинству зеркалок начального уровня, а при съемке 3 Мп кадров в формате JPEG способна снимать со скоростью 60 кадров в секунду с использованием электронного затвора. Об особенностях скоростной съемки с использованием электронного затвора я ранее уже писал. По скорострельности она сегодня уступает только камере Casio F1.
Фокусное расстояние: 4,5 - 108 мм. Горизонтальный угол зрения, примерно: 68о- 3о.
Относительное отверстие: 1/2,8 - 1/5,2.
14 элементов в 10 группах, 2 линзы с 3 асферическими поверхностями.

|
F=4 мм
1:4; 1/500 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
F=108 мм
1:5; 1/500 с; ISO-125 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
F=11 мм
1:4; 1/1600 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
F=108 мм
1:5; 1/1000 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =-0,3 |
|
Первые четыре снимка демонстрируют
возможности камеры изменять угол зрения и качественную работу
стабилизатора изображения O.I.S.
|
|
|
F=31 мм
1:4; 1/1000 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
F=11 мм
1:5,6; 1/640 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
F=5 мм
1:4,5; 1/500 с; ISO-100 Приоритет диафрагмы Смещение экспозиции =0 |
F=4 мм
1:4; 1/640 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
Широкоугольный объектив позволяет снимать
здания с близкого расстояния, однако не с любой точки большой угол
зрения смотрится одинаково приятно.
|
|
|
F=8 мм
1:4; 1/500 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
F=6 мм
1:4; 1/500 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
F=10 мм
1:4; 1/640 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
F=10 мм
1:4; 1/640 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
Два последовательных снимка бегущего
человека при записи 14 Мп снимков в Raw + JPEG в скоростном режиме 11
кадров в секунду.
|
|
|
F=25 мм
1:4; 1/400 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
F=25 мм
1:4; 1/400 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
Два последовательных снимка практически
свободного падения при записи 3 Мп снимков в JPEG с максимальной
скоростью серийной съемки 60 кадров в секунду. За время между кадрами
девушка опустилась на считанные сантиметры.
|
|
|
F=73 мм
1:4,2; 1/500 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =-0,7 |
F=11 мм
1:3,3; 1/100 с; ISO-100 Программа экспозиции - Авто Смещение экспозиции =0 |
|
Последние два снимка демонстрируют
небольшие проблемы, связанные с недостаточным динамическим диапазоном.
На левом снимке есть участки потери деталей на белых перьях утки, на
правом проблема связана с насыщением красного канала, что делает слабо
различимыми лепестки.
|
|
Камеры, которые мы тестировали, были предпродажными образцами и еще
не были оснащены финальной версией программного обеспечения. Вероятно,
с этим и были связаны некоторые проблемы, выразившиеся в том, что при
съемке на карту памяти SDHC Class 4 первый кадр в серии 14 Мп
изображений может быть испорчен, а при съемке высокоскоростных 3 Мп
серий интервал между первым снимком и серией иногда составляет около
секунды. С предоставленными фирмой Panasonic картами памяти SDHC Class
10 эффект не был отмечен, хотя это достаточно странно, поскольку серия
кадров сначала пишется в буферную память камеры, и лишь потом
переписывается на карту с той скоростью, которую допускает данный класс
карты. Кроме того, было замечено, что монитор камеры имеет ограниченный
цветовой охват и снимки красных цветов кажутся на экране камеры
аппликациями, хотя в действительности при просмотре на компьютере
снимки более удовлетворительные. В высококонтрастных сценах не хватает
динамического диапазона. Избыток света нельзя исправить и при обработке
Raw файлов, поэтому предпочтительно снимать с небольшой отрицательной
компенсацией экспозиции. Насыщение может быть только в одном из каналов
и это часто трудно заметить по экрану, но это приводит к снижению
цветового охвата, что особенно критично при съемке цветов.
В целом, камера производит очень хорошее впечатление по своей эргономике, хотя жесткая пластмассовая оправа видоискателя может создать проблемы при работе в очках. Объектив в сложенном состоянии вдвигается в корпус практически до задней стенки; конструкторам пришлось сместить штативное гнездо относительно центра объектива, что при панорамной съемке потребует использования более сложной панорамной головки штатива.
Несмотря на незначительные проблемы предпродажных образцов, можно
сказать, что камеры сделали еще один шаг к совершенству в своем классе.
Основной прогресс связан с процессором, который становится все более и
более мощным. В результате мы имеем более интеллектуальную
автоматику, точную и быструю фокусировку, программное исправление
искажений оптики, повышенную скорострельность и качественную
оптическую стабилизацию. Оптика совершенствуется за счет увеличения
числа асферических поверхностей в объективе и использования линз
перед чувствительными элементами, но похоже, что при данном
размере матрицы возможности дальнейшего ее развития почти
исчерпаны. Хотя в этом есть и свои плюсы для потребителя. Можно
надеяться, что этим камерам суждена долгая жизнь и они не скоро
устареют.