
Шестая 3-мегапиксельная камера, которую мы тестируем в этом году. И самая дорогая. Первая в моих тестах весной была камера Casio QV3000, она же пока и остается самой дешевой. Как я и обещал, в этом году я все камеры сравниваю именно с ней. Поэтому в основном все тесты проводились синхронно на 2 камеры, Nikon и Casio .
Фирма Никон имеет самый мощный фан-клуб из всех известных мне цифровых камер. Природа любви к Никону в Советском Союзе еще может быть объяснена байонетом "Н" (Никон), использовавшимся в зеркальных камерах "Киев". Но поскольку данная камера сменных объективов не имеет, и возможности использовать объективы от "Киева" не представляется, то, видимо, это любовь чисто платоническая. Фанаты Никона абсолютно уверены, что их камера лучше всех остальных, и остальные им в подметки не годятся. Спору нет, Nikon фирма легендарная, однако в фототехнике были легенды и покруче.
Сразу замечу, что снимки, сделанные этой камерой, мне лично субъективно очень понравились. Ну, а что показали наши тесты, о том смотрите в этой статье.
Начнем с осмотра с поверхности. Итак, перед нами 2 камеры, Nikon 990 и Casio QV 3000, представляющие как раз самые крайние точки ценового диапазона для 3-мегапиксельных камер. Первое, на чем останавливается взгляд любого фотографа, это объектив. Относительное отверстие объектива в камере Casio 1:2,0 – 1:2,5, у Nikon'а, соответственно, 1:2,5-1:4 (относительное отверстие показывает, во сколько раз фокусное расстояние больше диаметра зрачка входа системы). По принятой сегодня классификации объективы, имеющие диафрагменные числа (величину, обратную относительному отверстию) 1,4-2,8, относятся к светосильным, а объективы 2,8-5,6 – к нормальным. Таким образом, объектив камеры Casio во всем диапазоне изменений фокусного расстояния относится к светосильным, чего нельзя сказать об объективе Nikon.
Еще одним параметром,
который косвенно определяет качество объектива, является изменение относительного
отверстия с изменением фокусного расстояния. При увеличении фокусного расстояния
втрое при неизменном диаметре зрачка относительное отверстие уменьшилось бы
тоже в 3 раза. Однако у дорогих объективов диаметр линз подбирается с таким
запасом, чтобы при изменении фокусного расстояния относительное отверстие не
менялось. Сравнивая объектив Nikkor (f=8-24 мм) и объектив Canon (f=7-21 мм),
установленный в камере Casio, мы имеем следующие значения для изменения относительного
отверстия с фокусным расстоянием: 1,25 для Canon и 1,43 для Nikkor. Цифры не
в пользу Nikon'а, зато у него есть резьба под светофильтры. Так что 1:1.
Продолжаем осмотр и выясняем, что обе камеры используют карты памяти Compact Flash. Но камера Nikon позволяет использовать только карты памяти CF тип 1, в то время как Casio – как тип 1, так и тип 2, т.е. вы можете использовать IBM Microdrive. В общем, при беглом осмотре с поверхности, скорее можно отнести Casio к High End , а Nikon – к Low End 3-мегапиксельных камер.
Рассматриваем детали, как известно, черт он сидит именно в них. Штативное гнездо у Nikon металлическое, то есть предназначено для частого использования, и не зря, потому что если прикрепить башмак для быстрой установки в штатив, то батарейки из камеры уже не извлечешь. У камеры Casio гнездо пластмассовое, но о надежности его можно особенно не думать. Башмак ввинчивается один раз и надолго.

Всматриваемся в совсем
мелкие детали на камере Nikon и видим заглушку на гнезде для подключения внешней
вспышки. Отворачиваем ее и видим аж 4 контакта. Да, конечно, у Casio вообще
никакую вспышку электрически не подсоединишь, а у Nikon'а только собственную,
никоновскую. Правда, она управляется камерой.
Ну что ж, встречают по одежке, а посмотрим, что покажут наши испытания.
Прежде всего, попытаемся подсоединить камеру к компьютеру. И тут выясняется, что программное обеспечение для считывания данных с камеры через USB устанавливаться не желает. Благо, есть Интернет, и на сайте фирмы мы читаем, что действительно в некоторых версиях драйвера есть ошибка, которая при некоторых условиях может проявиться, но которую легко исправить.

Исправляем, устанавливаем Nikon View версия 3, и в папке Мой компьютер появляется системная папка Nikon View, в которой мы можем увидеть снятые фотографии и из которой можно скопировать их в компьютер. Но система, как положено, ниппель, и обратной операции но переносу произвольных файлов на карту памяти нет. В общем, если вы хотите все время поддерживать камеру в оптимальном рабочем состоянии, вам все равно придется покупать устройство для считывания карт. Стандартная процедура обновления программного обеспечения камеры предусматривает, что вы создаете на карте памяти папку Firmware и записываете в нее firmware.bin файл (файл можно скачать с сайта Nikon), вставляете CF карту в камеру и включаете камеру в режим "Play". На экране появится текущая версия программного обеспечения, и вам будет предложено ее обновить. В отличие от Nikon'а Casio является универсальным устройством для чтения карт. При подключении ее через USB к компьютеру вы просто в папке Мой компьютер видите еще один съемный диск. В частности, вы можете использовать камеру Casio для того, чтобы записать программное обеспечение на карту для Nikon.
Теперь приступаем
к съемке. Большой палец ложится на колесико переключения, берем камеру в руки,
поворачиваем экран относительно объектива, пальцем можно дотянуться как до мини-джостика,
так и до колесика изменения параметров. Но этими двумя ручками навигация не
ограничивается, есть еще 5 кнопок на задней панели, и 2 на верхней, так что
одной рукой все режимы не переберешь. Ко всему можно привыкнуть, но поначалу
я управлялся с кнопками медленнее, чем с виртуальным колесом на экране камеры
Casio. Возможность повернуть экран в произвольное положение – большой плюс,
в особенности для тех, кто привык работать с шахтой. К этому добавим, что яркость
экрана у Никона регулируется, правда, в довольно маленьком диапазоне. И даже
при максимальной яркости все равно экран более тусклый, чем у Casio. Однако,
учитывая возможность повернуть экран в оптимальное положение, вы имеете в целом
более комфортные условия для работы с ЖК видоискателем.
Переключатель под спусковой кнопкой позволяет переключиться в режим автоматической съемки, в режим ручных установок и воспроизведения снимков. Подробнее остановимся на полуавтоматическом и ручном режиме. Возможности настройки автоматики здесь поистине фантастические. Итак, для баланса белого вы можете установить его вручную по белой карте, задать солнечное освещение, облачную погоду, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, и для каждого из этих режимов есть еще более тонкая настройка.


Как показала съемка спектра, полученного разложением света от галогенной лампы с помощью дифракционной решетки, если камере подсказать, свет какого источника разлагается в спектр, то она дает вполне правдоподобные цвета.

Баланс белого для ламп накаливания. Выдержка 1/15 с, диафрагма 1:4.
Если же камере сказать, что это солнечный свет, то в правой части спектра, куда не попадает ни один луч света с длиной волны более 550нм, отчетливо видно наличие сигнала в красном канале.

Баланс белого для дневного света. Выдержка 1/8 с, диафрагма 1:4.
Я понимаю, что съемка спектра неизвестной природы встречается исключительно при научных исследованиях, а экспериментаторы наверняка сумеют придумать, как настроить камеру. Однако я бы не рекомендовал эту камеру для съемки, где надо анализировать спектральный состав отраженного или проходящего через объект света.
Автоматическая фокусировка может происходить по одной из 5 точек, положение которых отображается на экране. Возможна и ручная фокусировка, при этом вы можете видеть расстояние в м. Можно задать режим, при котором камера будет обводить объекты, которые получатся резкими на снимке.


Замер экспозиции может производиться также по одной из 5 точек.


При ручной установке экспозиции появляется индикатор в виде линейки, показывающий, насколько выбранные значения отклоняются от рекомендованных автоматикой. Однако его графическое исполнение показалось мне плохо различимым. Кроме того, можно проводить центрально-взвешенный замер и многозонный замер. Здесь выяснилось, что при оценке освещенности равномерно освещенного экрана, занимающего всю площадь кадра, при матричном замере яркость экрана была оценена как вдвое меньшая по сравнению с точечным замером. Мы провели аналогичные измерения с экспонометром камеры Canon EOS 50 и камерой Casio. Результаты приведены в таблице.
| Камера | Замер | Выдержка | Диафрагма | ISO номинал |
ISO приведенный к EOS |
|
Canon EOS 50 |
Матричный Точечный интегральный |
1/90 1/90 1/90 |
5,6 |
100 | 100 |
| Nikon 990 | Матричный Точечный интегральный |
1/30 1/60 1/60 |
5,6 | 100 | 33 67 67 |
| Casio QV3000 | Матричный Точечный интегральный |
1/40 1/50 1/40 |
5,6 | - | 45 55 45 |
Из приведенных результатов следует, что автоматика камеры Nikon устанавливает те же значения выдержки и диафрагмы, что при аналогичных условиях освещенности камера Canon устанавливала бы для пленки чувствительностью 65 ISO. И это при том, что мы чувствительность камеры Nikon установили как ISO 100. Создается впечатление, что автоматику цифровых и пленочных камер настраивают по разным эталонам. Если вы будете пользоваться цифровой камерой как экспонометром, то установив значения выдержки и диафрагмы, предложенные цифровой камерой, на пленочную камеру, вы получите переэкспонированный снимок. Вообще идея использовать цифровую камеру как экспонометр, с возможностью пробного снимка а ля поляроид, заслуживает внимания. Чувствительность матрицы камеры Casio на 20% ниже, чем камеры Nikon, но, учитывая вдвое большую светосилу объектива, приходится признать, что она лучше приспособлена к съемке при недостатке освещения.
Если поставить камеры в одинаковые условия – запись в формате TIFF, диафрагма 5,6, фокусное расстояние объектива 8 мм, режим максимальной резкости - то снимки миры фактически идентичны.
![]() |
Черная линия и белая линия - два штриха. 0,791 штрих на пиксель дает соответственно 1620 вертикальных штрихов на кадр и 1215 горизонтальных штрихов на кадр. |
Потребление тока в разных режимах приведено на графике:

Камера Nikon имеет прекрасно сбалансированную автоматику с большими возможностями дополнительной настройки.




Штатный объектив более длиннофокусный, чем у конкурентов. Для камеры разработано множество оптических насадок, что позволяет существенно расширить диапазон доступных фокусных расстояний. (Не спрашивайте, где их взять в России – я не знаю).


Возможность подключать внешнюю TTL вспышку, регулировать мощность и момент синхронизации встроенной делает камеру привлекательной для тех, кто много снимает при искусственном освещении.
Камера позволяет просматривать в режиме воспроизведения исчерпывающую информацию о кадре. Однако, на мой взгляд, гистограмма яркостей более полезна в режиме съемки, как это сделано у камеры Toshiba PDR M70.




Огорчает отсутствие режима "панорама", облегчающего совмещение соседних кадров. На мой взгляд, недостает и поддержки CF тип 2.
Тестирование проводилось в крайне сжатые сроки, поэтому впечатление могло оказаться ложным, и в чем-то я мог не разобраться.
В заключение, галерея из нескольких снимков и сравнительная таблица технических характеристик камер.
При щелчке мышью можно увидеть фрагменты фотографий, вырезанные с помощью программы imageN. Использована опция преобразования без изменения качества сжатия - Lossless JPEG.
| Nikon Coolpix 990 | Casio QV3000 | |
| Формат кадра | Фото: 2048 х 1536/1024 х 768/640 х 480/ 2048 х 1360 Видео: 320 x 240 |
Фото: |
| Файлы с фотографиями | TIFF, JPEG | TIFF, JPEG |
| Память | CompactFlash Type I | CompactFlash Type I/II, IBM microdrive |
| Датчик изображений | Матрица ПЗС 3340000 пикселей 1/1,8 дюйма | Матрица ПЗС 3340000 пикселей 1/1,8 дюйма |
| Объектив | Nikkor 1:2,5-4 f=8-24мм (эквивалентно 38-115мм 35мм камеры), 9 элементов в 8 группах | Canon 1:2,0-2,5 f=7-21мм (эквивалентно 33-100мм 35мм камеры), 8 элементов в 7 группах |
| Фокусировка | TTL автофокус (единичный замер и режим непрерывной фокусировки), ручная фокусировка, макро | TTL автофокус, ручная фокусировка, макро, бесконечность |
| Диапазоны фокусировки | 30 см – бесконечность в автоматическом режиме.
2 см- бесконечность - режим макро 2 см – бесконечность – ручной режим с индикацией дистанции |
30 см – бесконечность в автоматическом режиме.
6 - 30 см – режим макро 6 см – бесконечность – ручной режим |
| Экспозиция |
Автоматический замер |
Автоматический замер Приоритет диафрагмы |
| Выдержка | 8 - 1/1000 с, В | 60 - 1/1000 с, В |
| Диафрагма | 1:2,5 - 1:11 | 1:2 - 1:8 |
| Монитор | 1,8 дюйма (110000 пикселей) | 1,8 дюйма (122100 пикселей) |
| Входы/выходы | Последовательный порт(кабель в комплект не входит),USB (чтение), видеовыход NTSC/PAL | Последовательный порт,USB (чтение и запись произвольных файлов), видеовыход NTSC/PAL |
| Вспышка | Регулируемая энергия: от -2EV до 2EV с шагом 1/3EV. Медленная синхронизация. | Регулируемая энергия: 3 значения |
| Внешняя вспышка |
Nikon Speedlight SB-28/28DX/26/15/24/22s через
Multi-Flash Bracket Unit SK-E900. |
|
| Инфракрасный канал | - | IrDA1,1; протокол IrTran-P |
| Питание | 4 элемента АА, адаптер переменного тока | 4 элемента АА, адаптер переменного тока |
| Размер | 150 x 79 x 38 мм | 134,5 х 80,5 х 57,5 мм |
| Вес | 370 г без элементов питания | 320 г без элементов питания |
Красным отмечены возможности, отсутствующие у конкурента.
http://www.dpreview.com/reviews/casioqv3000/page10.asp
http://www.dpreview.com/reviews/nikoncp990/page15.asp
http://www.steves-digicams.com/nikon990.html
http://www.dpreview.com/reviews/nikoncp990/default.asp