И в истории фирмы, и в моем личном знакомстве с ее продукцией 50я
модель является крайне примечательной камерой. Для меня Canon EOS 50
стала первой зеркальной автофокусной камерой. Ее появление в сентябре
1995 года открыло эпоху относительно доступных массовых автоматических
зеркальных камер, по своим функциональным возможностям мало уступающих
старшим моделям. Линейка Canon EOS ведет свою историю с марта 1987
года, когда была выпущена камера Canon EOS 650. За ней в мае 1987 года
появилась 620я модель, в октябре 1988 года – 750я и 850я камеры, в
апреле 1989 – 600я (630я в Америке и Японии) камера, и только в
сентябре 1989 года появилась камера Canon EOS 1, с которой и начинается
привычная сегодня нумерация камер: чем больше номер, тем младше модель.
На мой взгляд, принципиальным отличием от конкурентов в подходе фирмы к
созданию системы EOS явился отказ от механического управления
объективом. Приводы диафрагмы и фокусировки электрические. В период
перехода от механических камер к автофокусным Nikon и Pentax сохранили
совместимость с предыдущей оптикой, камеры имели механический привод
диафрагмы. А Minolta сделала оптику несовместимой, однако ее
новое крепление объектива имело механический привод диафрагмы. Эти три
фирмы решили, что мотор в каждом объективе слишком дорогое
удовольствие, и поставили один мотор в камере, который через шлицевое
соединение перемещал объектив при фокусировке. В дальнейшем эти фирмы
также пришли к чисто электрическому управлению объективом, и в
течение долгого времени их камеры имели две системы управления
объективом: механическую и электрическую. Canon же решительно порвал с
прошлым и, вероятно, к концу 90х это принесло свои плоды, сделав камеры
за счет более низкой себестоимости более
конкурентноспособными. Переход с пленочных зеркалок на цифровые у
Canon уже не был столь революционным, и первая массовая зеркальная
камера, Canon EOS D30, по конструкции
была прямым наследником 50й модели. Собственно история цифровых
зеркалок Canon именно с нее и начинается. Отмечу, что под объективы
Canon зеркальные камеры были и до этого, это выпущенная в июле 1995
года 1,3 Мп EOS DCS 3, которая представляла собой пленочный EOS
1N с цифровым задником фирмы Kodak. Задник имел 1,3 Мп ПЗС матрицу,
которая была меньше, чем пленочный кадр 24х36 мм, по углу зрения это
соответствовало увеличению в 1,7 раза фокусного расстояния на объективе
пленочной камеры. В декабре того же года была выпущена аналогичная по
конструкции камера EOS DCS 1, но уже с 6 Мп задником и матрицей размера
APS-H, что приводило к увеличению фокусного расстояния в 1,3 раза для
получения аналогичного угла на пленочной камере. В марте 1998 года была
выпущена 2 Мп камера Canon EOS D2000, также известная как Kodak DCS
520. Эта камера имела ПЗС матрицу с кроп фактором 1,6х. А в
декабре того же года была выпущена EOS D6000 (Kodak DCS560).
30я же модель, анонсированная 17 мая 2000 года, имела собственную матрицу Canon, причем это была первая зеркальная камера с КМОП матрицей, и по тем временам камера имела относительно разумную цену в 3000 долларов. Предыдущие кодаковские модели существовали скорее как прототипы и стоили десятки тысяч. 22 февраля 2002 года, была анонсирована фактически аналогичная ей Canon EOS D60, но уже с 6 Мп матрицей. Таким образом, история каноновских цифровых зеркалок начинается именно с двухзначных камер. Первая цифровая единичка Canon EOS 1D была анонсирована 25 сентября 2001 года, но она имела ПЗС матрицу Panasonic. Первой же единичкой с КМОП матрицей Canon стала анонсированная 24 сентября 2002 года EOS-1Ds.
В течение года я снимал D30, а потом несколько лет D60, которая у меня жива и до сих пор. С этими камерами я знаком очень хорошо. 6 Мп D60 27 февраля 2003 года заменила 6 Мп же Canon EOS 10D. После того, как буковка D переместилась с места перед номером на место после него, линейка двухзначных камер Canon выпала из моего рассмотрения. Поэтому теперь, когда я наконец встретился, пропустив 20, 30 и 40ю модели, с камерой Canon EOS 50D, мне было весьма интересно проследить, что же изменилось за эти годы. Canon EOS 20D, анонсированная 24 августа 2004 года и Canon EOS 30D, анонсированная 21 февраля 2006 года, имеют достаточно много общего с хорошо известной мне Canon EOS 5D, анонсированной 22 августа 2005 года, с которой я также долгие годы работал, и поэтому к данному сравнению я также привлек и ее. Отмечу, что существовала еще анонсированная 1 июня 2005 года Canon EOS 20Da, предназначенная для астрономических съемок и ставшая первой камерой с живой картинкой в линейке цифровых камер Canon. Первой массовой камерой с живой картинкой стала анонсированная 20 августа 2007 года Canon EOS 40D. Говоря об истории цифровых зеркалок Canon, отмечу появление трехзначной Canon EOS 300 D 20 августа 2003 года и четырехзначной Canon EOS 1000D 10 июня 2008 года. Рассматриваемая в данной статье модель Canon EOS 50D анонсирована 26 августа 2008 года и на момент написания этой статьи является самой новой двузначной камерой фирмы Canon.
Попробую отметить основные изменения, которые претерпела система EOS за эти годы. Объектив. Начиная с камеры Canon EOS 10D, в 2003 году в байонете исчез механический выключатель электрической системы спряжения с объективом.

В камере Canon EOS 300D, анонсированной 20 августа 2003 года, появилось новое крепление объектива Canon EOS EF-S. Через год, с появлением 20D подобным креплением обзавелась и двузначная линейка камер.
Соединение с компьютером у камер DCS1 и DCS3 осуществлялось по интерфейсу SCSI, и камеры имели встроенный жесткий диск. Камеры D2000 и D6000 имели интерфейс IEEE 1394, и в качестве накопителя использовался диск PCMCIA. Камеры, начиная с D30, соединялись с компьютером через интерфейс USB, и в качестве карт памяти использовали карты Compact Flash тип 1 или 2. Камера Canon EOS 1D использовала интерфейс IEEE 1394. У 50 модели кроме разъема для вывода композитного видеосигнала появился и разъем HDMI.
![]() |
![]() |
|
Отсек для карт памяти CF
|
Разъемы: Внешняя вспышка, пульт
дистанционного управления с разъемом N3, USB, композитный видеовыход,
выход HDMI
|
По внешнему виду спереди камеры двухзначной линейки изменились слабо. Единственно, о чем можно пожалеть, это об уходе в прошлое присутствовавшего у D60 прожектора подсветки автофокуса. У более поздних камер для подсветки автофокуса нужно поднимать встроенную вспышку.
![]() |
|
|
EOS 50D
|
EOS D60
|
![]() |
![]() |
|
EOS 1000D
|
EOS 5D
|
![]() |
![]() |
|
EOS 50D
|
EOS 5D
|
|
Эволюция размеров чувствительного
элемента
|
|||||||
| Камера | Год | Мп | Размер матрицы | Макс. размер кадра | Размер чувств. элемента мкм |
Плотность мегапикселей на квадратный сантиметр |
Макс. ISO |
| D30 | 2000 | 3,1 | 22,7 x 15,1 | 2160 x 1440 | 10,5 | 0,9 | 1600 |
| D60 | 2002 | 6,3 | 22,7 x 15,1 | 3072 x 2048 | 7,4 | 1,8 | 1000 |
| 10D | 2003 | 6,3 | 22,7 x 15,1 | 3072 x 2048 | 7,4 | 1,8 | 3200 |
| 20D | 2004 | 8,2 | 22.5 x 15 | 3504 x 2336 | 6,4 | 2,4 | 3200 |
| 5D | 2005 | 12,7 | 36 x 24 | 4368 x 2912 | 8,2 | 1,5 | 3200 |
| 30D | 2006 | 8,2 | 22.5 x 15 | 3504 x 2336 | 6,4 | 2,4 | 3200 |
| 40D | 2007 | 10,1 | 22,2x14,8 | 3888 x 2592 | 5,7 | 3,1 | 3200 |
| 1Ds Mark III |
2007 | 21,1 | 36 x 24 | 5616 x 3744 | 6,4 | 2,4 | 3200 |
| 1000D | 2008 | 10,1 | 22,2 x 14,8 | 3888 x 2592 | 5,7 | 3,1 | 1600 |
| 50D | 2008 | 15,1 | 22,3 x 14,9 | 4752 x 3168 | 4,7 | 4,5 | 12800 |
| 5D Mark II |
2008 | 21,0 | 36 x 24 | 5616 x 3744 | 6,4 | 2,4 | 25600 |
| 500D | 2009 | 15,1 | 22,3 x 14,9 | 4752 x 3168 | 4,7 | 4,5 | 12800 |
Размер чувствительного элемента рассчитан делением размера матрицы на число чувствительных элементов в строке. У матрицы EOS 50D перегородки между чувствительными элементами сделаны тоньше, что теоретически должно увеличить эффективность датчиков. На сегодняшний день 50D имеет наивысшую плотность пикселей из зеркальных камер и наивысшую в своей линейке чувствительность. Это уже вызов законам физики, посмотрим, как это отразилось на шумах.
У 50 камеры появилось два новых формата записи SRAW1 (7,1 Мп; 3456 x 2304) и SRAW2 (3,8 Мп;. 2353 x 1568)
Raw в переводе означает сырой и по идее должен представлять собой запись исходного сигнала на чувствительных элементах. SRAW2, казалось бы, может быть информацией с каждого второго датчика, а какая выборка задействована в формате SRAW1 мне непонятно. Анализ шумов показывает, что и на самом деле под этими названиями, вероятно, скрываются усредненные данные с нескольких датчиков, поскольку шумы при записи в этих форматах падают, а если бы это была просто выборка меньшего числа датчиков, то они оставались бы постоянными. Это подтверждается и тем, что при обработке в UFRaw в графе выбора типа интерполяции появляется надпись - "Без баейровской структуры". Таким образом, возможности вмешаться в обработку у SRAW меньше чем у RAW, но главное преимущество - большая глубина цвета сохраняется.
|
100 ISO
|
1600 ISO
|
3200 ISO
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
1,9
|
5,5
|
7,8
|
|
Canon EOS 5D, RAW, преобразовано в UFRaw
с интерполяцией AHD
|
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
2,3
|
7,5
|
11,3
|
|
Canon EOS 50D, RAW, преобразовано в UFRaw
с интерполяцией AHD
|
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
1,8
|
3,6
|
4,6
|
|
Canon EOS 50D, SRAW1, преобразовано в
UFRaw
|
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
1,6
|
3,3
|
4,4
|
|
Canon EOS 50D, SRAW2, преобразовано в
UFRaw
|
||
Под снимками приведены значения стандартного отклонения для серого поля справа. При минимальной чувствительности в 100 ISO во всех случаях результат практически одинаковый. При ISO 1600 и 3200 камера 50D проигрывает по шумам 5D. Поэтому наличие ISO 6400 и 12800 в режиме RAW не дает камере 50D никаких преимуществ по сравнению с 5D у которой этих значений чувствительности нет. 7 Мп режим SRAW1 смотрится уже лучше, чем 12 Мп у камеры 5D, поэтому есть надежда получить удовлетворительный результат и при более высокой чувствительности.
|
6400 ISO
|
12800 ISO
|
|
| RAW |
![]() |
![]() |
|
16,2
|
23,1
|
|
| SRAW1 |
![]() |
![]() |
|
6,8
|
11,2
|
|
| SRAW2 |
![]() |
![]() |
|
6,4
|
10,5
|
Кроме шумов, маленький размер чувствительного элемента приводит к тому, что линейный предел разрешения превышает размер допустимого кружка фокусировки , который я принимаю равным размеру двух чувствительных элементов уже при диафрагме F:16. Это на одно деление раньше чем у камеры 40D и на два чем у камеры 5D. Подробнее см в статье:" Программа расчета глубины резкости". Более высокие требования предъявляются и к объективу. Нижеприведенные фрагменты снимков сделаны при F:5,6 объективами Canon EF 50 мм F/1,4 USM и Canon EF-S 17-85 мм F/4-5,6 IS. Хотя на снимке реальных объектов разница почти не заметна, тем не менее видно, что Canon EF-S 17-85 мм не использует всех возможностей матрицы.
|
Canon EF-S 17-85 мм F/4-5,6 IS
|
Canon EF 50 мм F/1,4 USM
|





Несмотря на то, что и у пленочной камеры уже есть ЖК индикатор, тем не менее ее переключатели существенно более информативны. Уже по их положению можно судить о многих настройках камеры. У цифровых же использование меню является обязательным условием работы с камерой. Кнопки быстрого доступа на верхней панели требуют обязательно следить за изменением параметров на экране или в видоискателе.
По количеству режимов на колесе 50D бесспорный рекордсмен. Режим СА это доведение до абсурда идеи камеры "Смена символ". Параметры Фон Размытый <-> Четкий и Темнее <-> Светлее требуют для усвоения, на мой взгляд, больше усилий чем изучение влияния диафрагмы и выдержки на снимок, и уж безусловно, такое обилие комбинаций требует от фотографа феноменальной памяти :-)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
Canon EOS 50D
|
Canon EOS D60
|
![]() |
![]() |
|
Canon EOS 1000D
|
Canon EOS 5D
|
Изменение размера экрана привело к изменению расположения кнопок. У 50й, как и у 40й, модели появилась дополнительная кнопка AF-ON.
|
Эволюция экранов
|
||||
| Камера | Год | Размер по диагонали в дюймах |
Точек | Отображаемый кадр в пикселях |
| D30 | 2000 | 1,8 | 114000 | 226 x 168 ? |
| D60 | 2002 | 1,8 | 114000 | 226 x 168 ? |
| 10D | 2003 | 1,8 | 118000 | 230 x170 ? |
| 20D | 2004 | 1,8 | 118000 | 230 x170 ? |
| 5D | 2005 | 2,5 | 230000 | 320 x 240 |
| 30D | 2006 | 2,5 | 230000 | 320 x 240 |
| 40D | 2007 | 3 | 230000 | 320 x 240 |
| 1Ds Mark III | 2007 | 3 | 230000 | 320 x 240 |
| 1000D | 2008 | 2,5 | 230000 | 320 x 240 |
| 50D | 2008 | 3 | 920000 | 640 x 480 |
| 5D Mark II | 2008 | 3 | 920000 | 640 x 480 |
| 500D | 2009 | 3 | 920000 | 640 x 480 |
Производители приводят в описании число точек, однако для отображения одного пикселя нужно три точки - синяя, зеленая и красная. Если для оценки кадрирования уже сделанного снимка плотность точек не очень существенна, то при работе с живой картинкой 9000 точек у камеры 50D существенно удобнее, чем 2300 у 40D или 1000D. Если фокусировку со старыми экранами можно сравнить с фокусировкой по экрану с микрорастром, то новый экран уже сравним с хорошим матовым стеклом. На снимках ниже приведены фрагменты экрана, снятые с разным увеличением на камерах 50D и 1000D. На нижней паре снимков изображен левый нижний угол рамки.
|
Canon EOS 50D
|
Canon EOS 1000D
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
|
Информация на экране и меню камеры
|
|
![]() |
![]() |
|
Стандартный режим отображения информации
|
|
![]() |
![]() |
|
Вид экрана в режиме живой картинки
|
|
|
Основное меню
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
C.Fn I: Экспозиция
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
|
|
C.Fn II: Изображение
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
|
C.Fn III: Автофокус
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
C.Fn IV: Дополнительно
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
Меню программной коррекции фотографий
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
|
|
|
Особый интерес представляет последняя группа меню. Коррекция периферийного освещения (виньетирования) теперь доступна не только при последующей обработке на компьютере, но и с помощью процессора камеры прямо во время съемки. К сожалению, даже не все объективы Canon камере известны. Например, камера не умеет корректировать объектив Canon EF 50 мм F/1,4 USM, хотя, честно говоря, если этот объектив и требует коррекции, то очень тонкой, которую нецелесообразно проводить средствами камеры :-)
Появилась возможность программно удалять пыль. Сперва делается снимок белого поля, а потом камера вычисляет координаты пылинок и заменяет эти места усредненными значениями соседних точек. Ранее это тоже было доступно только при последующей обработке на компьютере.
И наконец, появилась возможность из меню камеры ввести поправки в работу автофокуса для конкретной пары камера объектив. Ранее эта возможность была доступна только сервисным центрам через служебную программу LensAdj при подключении камеры к компьютеру.
Аккумулятор у двузначной линейки остался прежний BP-511, но теперь в камеру можно вставить и BP-511A , BP-512 , BP-514.



Начиная с 40 модели, появился специальный разъем вне батарейного отсека для подключения рукоятки. Крышка батарейного отсека утратила металлическую ось, которую заменило, на первый взгляд, более хлипкое пластмассовое крепление. С точки зрения упрощения конструкции не очень логично смотрится появление двух винтов для крепления металлической пластины :-) По периметру крышки появилось уплотнение из пористой резины для защиты от пыли и влаги.

Canon EF-S 17-85мм F:4-5,6 IS F=30мм; F:11; 1/250 с; ISO-200 |
Canon EF-S 17-85мм F:4-5,6 IS F=56мм; F:11; 1/400 с; ISO-200 |
Canon EF-S 17-85мм F:4-5,6 IS F=85мм; F:7; 1/200 с; ISO-200 |
Canon EF-S 17-85мм F:4-5,6 IS F=17мм; F:11; 1/250 с; ISO-200 |
| Canon EF 80-200мм F/2,8L F=80мм; F:5,6; 1/500 с; ISO-200 |
Canon EF-S 17-85мм F:4-5,6 IS F=17 мм; F:7; 1/100 с; ISO-200 |
Похоже, количественное развитие зеркальных камер дошло до логического предела. Дальнейшее увеличение числа мегапикселей уже только создает дополнительные трудности. Не все объективы системы EOS имеют достаточное разрешение, точность автофокусировки светосильных объективов упирается в производственные допуски юстировки, глубина резкости уже столь мала, что не спасает положение и возникает необходимость подгонять параметры для каждой пары камера - объектив. Площадь пикселя стала сравнима с площадью у компактных камер совсем недавнего времени, и теряется основное преимущество большой матрицы - низкие шумы.
Что дальше? Первые шаги уже сделаны. Можно объединить несколько чувствительных элементов в группу, как это сделано в данной камере в режимах SRAW. Это решает проблему шумов и теоретически повышает правильность цветопередачи мелких деталей, приближая матрицы с баейровской структурой фильтров к матрицам Foveon. Проблема допусков и юстировки решается с переходом на визирование и фокусировку в режиме живой картинки. Новый экран высокого разрешения это шаг к полному отказу от матового стекла и зеркала. Логично будет, если вместе с отказом от зеркала появится и новый стандарт крепления объективов с более коротким рабочим отрезком. Достаточно простой переходник, который можно будет продавать в комплекте с этими камерами, позволит использовать и все старые объективы системы EOS.