Автономное использование объективов Canon EOS

фото

Преамбула

Восемь лет назад вышла моя статья «Об истории создания фотокамер, стандартах и самодельных фотоаппаратах». Она стала программной для моей деятельности на все эти годы. Сегодня можно констатировать, что многое, о чем писалось в той статье, уже сбылось, а остальное, я надеюсь, еще сбудется. Появились беззеркальные камеры со сменными объективами, причем Pentax Q, на мой взгляд, очень напоминает тот прототип, которому была посвящена вышеупомянутая статья. То, что зеркальные камеры являются вымирающим классом, было ясно инженерам и 10 лет назад. Развитие событий подтверждает это.

Кратко тезисно напомню аргументы. С точки зрения инженерного минимализма или принципа KISS (keep it simple, stupid), надо использовать только те узлы, которые необходимы для нормального функционирования устройства. Появление зеркальных камер было обусловлено тем, что фотопленка боится света, и нельзя одновременно рассматривать изображение, проецируемое на фотопленку, и не засветить ее. Поэтому вполне логичным было воспользоваться сопряженной плоскостью с матовым стеклом и использовать быстрое переключение между плоскостью пленки и плоскостью стекла за счет поворота зеркала. Рассматривая изображение на матовом стекле, можно было без параллакса навестись на объект и сфокусировать, добившись резкого изображения на матовом стекле.

Часть своих функций зеркальные камеры утратили с появлением автофокуса, фокусировка уже осуществлялась не по матовому стеклу, а с помощью дальномера, впрочем, тоже сопряженного с помощью зеркала. Но в случае с дальномером зеркало уже не являлось обязательным элементом, возможны и другие решения. Были они и в пленочной фотографии, появились и используются и в цифровой. Например, функции дальномера, совмещающего два изображения, видимые через правый и левый край объектива, можно встроить в матрицу, придав некоторым элементам специфические функции. Сопряженные плоскости — как плоскость матового стекла, так и плоскость датчиков дальномера — обладают одним врожденным пороком: их надо юстировать. И чем выше разрешение, тем с большей точностью это надо делать. Причем поскольку камера у нас изготовлена не из платино-иридиевого сплава, как эталонный метр, то, судя по диапазону температур, наблюдаемому даже в нашем умеренном климате, эта юстировка может оказаться и бесполезной, поскольку перепад в 60 градусов сведет ее на нет.

Система с фокусировкой по контрасту, когда мы рассматриваем при наведении фокусировки то же самое изображение, что и будет зарегистрировано, не требует юстировки. Другими словами, требуется юстировка от перекоса, но не от положения. Как можно было бы решить проблему перекоса, я писал восемь лет назад. Пока это не реализовано в промышленных образцах, но ждем-с. Претензии к медленности фокусировки по контрасту сегодня уже не кажутся принципиальными даже в выпускаемых камерах, а учитывая, что меньшая скорость, чем при фазовой фокусировке, определяется только быстродействием процессора, а они развиваются строго по закону Мура, то, безусловно, разница между дальномерной фазовой фокусировкой и фокусировкой по контрасту исчезнет буквально на днях. Дальше тормозом фокусировки будут уже законы не электроники, а механики. Объектив обладает массой, и если его надо перемещать с большим ускорением, то нужно прикладывать и большую силу. Отмечу, впрочем, что оптическая конструкция, оптимальная для разных методов фокусировки, отличается.

Таким образом, зеркальные камеры уходят в прошлое, оставляя после себя гигантский парк объективов. Объективы от механических зеркальных камер вовсю используются современными цифровыми камерами, и их сопряжение принципиальных проблем не вызывает. Для того, чтобы получить всю необходимую для создания переходного кольца информацию, достаточно линейки или ее улучшенного варианта — штангенциркуля. Даже оптические измерения, которые могут понадобиться, сводятся к измерению расстояний при перемещении объектива по оптической скамье. Объективы для механических зеркальных камер выпускались двух типов: полностью автономные и с механическим сопряжением с камерой. Механическое сопряжение обычно касалось толкателя диафрагмы, а в некоторых объективах можно было и вращать кольцо фокусировки с помощью мотора камеры.

Электроуправляемые же объективы породили ряд проблем. Оптический блок может быть в прекрасном состоянии, однако для того, чтобы его использовать с другой камерой, надо как минимум иметь возможность управлять диафрагмой. Иначе говоря, для того чтобы сравняться по функциональности с более старыми, чисто механическими объективами, надо как минимум придумать устройство, которое будет при нажатии кнопок подавать команды объективу вместо камеры. В дальнейшем, естественно, хочется получить возможность воспользоваться не только оптической схемой объектива, но и его моторами. И подавать команды от компьютера или от другой системы. В основной части этой статьи будет описано, как управлять объективами Canon EOS с помощью трех кнопок. Две из них задают значение рабочей диафрагмы, а еще одна является аналогом кольца предварительного выбора диафрагмы у механических объективов и служит для того, чтобы полностью открыть диафрагму или закрывать ее до рабочего положения. Также будут предложены и демонстрационные программы для управления диафрагмой и приводом фокусировки от компьютера.

В истории с другой системой мы наступаем на те же грабли, что были описаны в вышеупомянутой статье с системой 4/3. Sony анонсировала открытость своего стандарта сопряжения объективов с камерами NEX. Но, как выяснилось, не всем. В информационном сообщении на сайте сказано, что обращаться разрешается только юридическим лицам, от физических же лиц обращения не принимаются (we will not accept inquiries from individuals). Так, мы снова сталкиваемся с раскормленной нами армией юристов, руководствующихся не идеями справедливости, не логикой, а исключительно своими корпоративными интересами: как бы извлечь побольше прибыли из своей непроизводительной деятельности. Логика требует, что если применяется несимметричный подход, то юристы должны были бы по крайней мере объяснить нам причины такого избирательного подхода.

В самой юридически закомплексованной стране есть такое понятие как добросовестное использование (fair use), которое описывает исключения и ограничения исключительного права, предоставляемого автору творческого произведения законом. «Добросовестное использование» допускается без получения разрешения владельца авторских прав до тех пор, пока оно способствует «прогрессу науки и полезных искусств» (п. 8 раз. 8 ст. 1 Конституции США). Иногда, ссылаясь на эту норму, и удается что-то отстоять. В большинстве же случаев, даже когда мы видим явные ошибки в реализации какого-либо устройства или возможность его оптимизировать, инженер 10 раз подумает, браться ли за эту работу. Потому как по судам затаскают, пока докажешь, что не нарушил авторских прав какой нибудь компании, столь богатой, что может себе позволить содержать армию крючкотворов. Толкуя о затраченных усилиях и продлевая сроки защиты авторских прав, забывают, что любое устройство на 99 процентов создано на основе открытой общедоступной информации, почерпнутой, например, из учебников. Причем, в ряде случаев авторами этой открытой общедоступной информации высказывались идеи, близкие к сформулированным сегодня в Стандартной Общественной Лицензии GNU. Неплохо бы, чтобы юристы нам объяснили, почему бы не распространить лицензию GPL GNU на всю информацию из учебников, и таким образом запретить закрывать доступ к разработкам, сделанным на основании информации, почерпнутой из них.

Один из авторов прообраза современного осциллографа Карл Фердинанд Браун решил не патентовать свое изобретение, опубликовал и выступал со множеством публичных демонстраций. Хотя его последователи подали кучу патентов, развивая эту идею, сегодня можно было бы вернуть историческую справедливость, запретив скрывать информацию о любом устройстве, при разработке которого использовался осциллограф :-). Собственно, патент, как и научная публикация, не скрывает, а наоборот — раскрывает информацию, фиксируя приоритет и давая определенные привилегии в ее использовании. На определенном этапе это способствовало развитию, однако очень быстро оказалось, что сроки действия превышают время жизни идеи, а понятие новизны слишком расплывчато. Кроме того, можно зарегистрировать новое, но тривиальное решение, которое не сформулировано только в силу его невостребованности в настоящий момент, и в случае постановки задачи она будет решена аналогичным образом любым инженером. Все это плодит потери в темпах развития техники, превышающие выгоды от доступности информации. История с интервалом в несколько часов между заявками на телефон показывает, что его изобретение было неизбежным, и патент явился не вознаграждением за усилия, а выигрышем в лотерею. Конкуренция между КБ позволила выйти в космос, спешили и рисковали, но страшно себе представить масштабы аварий, если бы и там работал принцип: победитель получает все, а проигравший, затратив годы на работу, лишается права на ее результаты и возможности ее продолжить. Другими словами, вместо стимулирования интеллектуальной деятельности нас толкают к недеянию (Slack), что, впрочем, иногда дает прекрасные результаты :-)

Доступ к информации не подорвал бы экономических интересов крупных компаний. Любое штучное и кустарное производство имеет на порядки бо́льшую себестоимость. Конкуренты же давно всё разобрали и всё знают, благо при определенных условиях обратная разработка (реверс-инженеринг) юридически неуязвима. Отсутствие же информации заставляет тратить массу времени на изобретение велосипеда, а не на апробирование новых идей. Кстати, фирмы ведь не брезгуют той информацией, которая была добыта в университетах и опубликована для всеобщего ознакомления. Есть еще и долгосрочная проблема подготовки кадров: скрывая информацию, фирмы вынуждены тратить много больше денег на переучивание молодых специалистов даже с высшим образованием. Мы живем в век, когда стимулирование технического самообразования становится вопросом выживания. Вокруг нас все больше «проводов», которые мы и не замечаем, но когда петля захлестнет шею, будет поздно.

Объективы системы Canon EOS (Electro-Optical System) появились в 1987 году. Вообще говоря, они были отнюдь не первыми с полностью электрическим общением камеры с объективом, но масштабы выпуска объективов с этим байонетом позволяют поднять вопрос из области антимонопольного законодательства. Объектив является по определению оптическим инструментом. И к нему добавлено нечто, не относящееся к его основной деятельности, что делает его привязанным к камере конкретного производителя. Иначе говоря, огромные ресурсы человеческого труда, потраченные на изготовление оптики, окажутся потраченными напрасно, если зеркальные камеры Canon уйдут с рынка. По аналогии с обвинениями о привязке веб-браузера Internet Explorer к Windows, возникают вопросы к антимонопольному комитету: а здесь-то они куда смотрели?:)

Предисловие — предупреждение

Итак. У нас сложилась следующая ситуация: есть объективы, но не с чем их использовать. Проблема допускает два очевидных решения. Переделать объективы, чтобы их можно было использовать с другими камерами, или быстренько сжечь, чтобы они не мозолили глаза. Ниже будет предложено комплексное решение. Часть ваших объективов, возможно, удастся использовать. Другая же часть сгорит так, что не будет подлежать восстановлению. Как известно, образование в СССР было бесплатным, а знания стоили очень дорого. Так и с информацией, которая будет изложена далее. Мы вам ее от щедрот дарим, но слепое ее использование может стоить нескольких сгоревших объективов. Некоторые могут сказать: «А зачем нам такая информация сдалась?» В ответ я приведу пример с таблицами интегралов. Как нам говорили в институте, опечаток нет только в Малом справочнике интегралов Рыжика (И.М. Рыжик. Таблицы интегралов, сумм, рядов и произведений. ОГИЗ. 1948. 400 стр.). В Большом они есть, но это не делает его бесполезным, поскольку проверить правильность можно достаточно быстро с помощью дифференцирования. А вот на то, чтобы взять некоторые интегралы, могут уйти месяцы. В процессе работы над этой статьей у меня сгорели двигатели привода диафрагмы у двух объективов. Причем повреждения были вызваны не ошибками монтажа или тем, что я уронил их на пол, а отсутствием информации о некоторых командах программы, а также тем, что за 25 лет протокол довольно сильно изменился, и то, что хорошо одним объективам, может оказаться смертельным для других. Что естественно, поскольку используемый мной Freeduino Nano и встроенные в современные объективы микроконтролеры мощнее настольного компьютера 1987 года типа IBM PC/AT. В моем случае двигатели выгорали не от мгновенного воздействия повышенного напряжения, а из-за того, что при закрытой диафрагме неподвижные двигатели оставались под напряжением. И обмотки двигателя коротили от перегрева через несколько минут, если с объективом переставали играть и оставляли его включенным.

Тема последний год будоражит многих, но хотя упоминаний много и есть даже свидетельства успешного завершения работы, статей содержащих информацию «Как это сделать» оказалось на удивление мало. Техническая информация Canon содержит подробную информацию о конструкции, напряжениях и частоте, т. е. то, что с одной стороны легко выяснить, взяв исправный объектив, и с другой стороны важно для констатации факта его поломки. Информация о способе общения и командах отсутствует. Я нашел в интернете две статьи, информацией из которых сумел воспользоваться: «Протокол управления объективами Canon EF» и «Canon EF-S Protocol and Electronic Follow Focus». На первый взгляд, может показаться, что раз команды описанные в этих статьях, не совпадают, то значит кто-то, возможно, ошибся, однако это не так. Просто они имели дело с разными объективами. Кроме того, некоторые объективы понимают 1-байтные команды, а по обрывкам официальной информации, современные объективы используют 4-байтные команды и интерпретация зависит от продолжительности пауз между командами. И в этом случае две коротких команды, если объектив рассчитан на использование длинных, могут привести к непредсказуемым результатам. Помимо этого, выяснилось, что протокол обмена информацией тоже не верх совершенства. Некоторые команды проходят с искажением, это зависит как от помех, так и от напряжения на аккумуляторе. В общем, если вы соберетесь повторить нижеописанные эксперименты, то вы должны делать это осознанно, разобравшись, зачем и почему используется та или иная команда. Возможно, то, что у меня сработало, будет опасным для точно такого же объектива, но с другой версией прошивки внутреннего программного обеспечения. Я настоятельно рекомендую в процессе работы постоянно контролировать ток, потребляемый объективом. И если вам кажется, что у вас ошибка в программе, не бросайтесь с ходу ее исправлять, не отсоединив предварительно объектив.

Итак, все, что вы делаете, вы делаете на свой страх и риск. Все, что можно почерпнуть из этой статьи, надо проверять, и только после этого применять на практике.

Реверс-инженеринг сродни разгадыванию головоломки, при котором никогда нет уверенности, что найденное решение именно то, которое заложено автором. Нет также уверенности и в том, что информация о конструкции закрыта из жадности. Очень может быть, что это сделано для того, чтобы скрыть огрехи, до исправления которых не дошли руки.

Что мы имеем в результате

Обзор конструкции начнем с конца, с того, что получилось и что от этого можно ожидать. Сделано переходное кольцо, с Г-образной опорой под штатив, для установки объективов Canon EOS на камеру Sony NEX-5.

фото
фото

Управление объективом осуществляется микрокомпьютером Freeduino Nano v5. С помощью трех кнопок, установленных на переходнике, можно управлять диафрагмой объектива и также по ИК-каналу заставить сработать затвор камеры. Об использовании ИК-канала для управления камерой подробно написано в статье «Автоматизация съемки сферических панорам с помощью камеры Sony NEX-5». Короткие нажатия на верхнюю кнопку полностью открывают или закрывают до рабочего положения диафрагму, если нажать кнопку и удерживать ее нажатой, то при ее отпускании сработает затвор камеры. Две ниже расположенных кнопки закрывают и открывают на полделения. Длительное нажатие на верхнюю кнопку изменяет шаг изменения диафрагмы с полделения до целого. Аналогично длительное, более 0,5 секунды нажатие на нижнюю кнопку уменьшает шаг изменения диафрагмы. Если диафрагма полностью открыта верхней кнопкой, то при нажатии на нижнюю кнопку диафрагма будет закрыта до рабочего положения, отличающегося от предыдущего соответственно на полделения. На данный момент конструкция работоспособна с объективами: Canon EF 50 мм f/1,4; Canon EF 135 мм f/2,8 Soft focus; Canon EF 100—300 мм f/4,5—5,6 и Canon EF 28—135 мм f/3,5—5,6 IS. Возможно управление объективами и спуском затвора с помощью компьютера, подсоединенного через USB. Управление может осуществляться как из терминала, просто набором нескольких команд, так и с помощью программ, написанных на QT и Gambas.

фото
фото
фото

Механическая часть переходника состоит из половинки удлинительного кольца для макросъемки с выведенными проводами. О том, как его сделать, я писал в статье «Устройство с растяжением меха и камеры Canon EOS» несколько лет назад. Это кольцо с другой стороны имеет резьбу М42. На резьбу М42 навинчивается переходное кольцо под байонет Sony Е.

фото
фото

Оказалось, что этот байонет не рассчитан на столь тяжелые объективы. Прижимающая пружинка в камере не обеспечивает плотного прилегания объектива к опорному кольцу. Поэтому в конструкцию байонета были внесены изменения в стиле байонета Exacta, т. е. рядом с лепестками байонета были сделаны тонкие пропилы, и лепестки чуть загнуты внутрь (в оригинальном байонете прорези находятся на части байонета, расположенной в камере. Аналогичную конструкцию имеет и байонет камер В камер Салют и Киев 88).

фото
Пропиливаем паз и легким движением молотка деформируем лепесток.

К сожалению, это решение имеет очевидный минус: байонет в камере пластмассовый и может просто не выдержать таких усилий. Поэтому загиб был сделан минимальным, а для крепления камеры с объективом к штативу используется Г-образная нога. В этом случае все усилие на байонет это только достаточно маленький вес камеры. На Г-образном креплении смонтирована и вся электроника. Большую часть места на макетной плате занимает аккумулятор. Использован тот же аккумулятор, что и в камере Sony NEX-5. Остальное место занимает плата Freeduino Nano, выключатель питания, светодиод для грубого контроля тока, перемычка, размыкающая силовую цепь, для включения в нее амперметра.

фото
  1. Кнопка. Открывает и закрывает диафрагму.
    При длительном нажатии — спуск затвора.
  2. ИК-светодиод, управляющий спуском камеры.
  3. Кнопка. Закрывает диафрагму на один шаг.
    При длительном нажатии увеличивает шаг.
  4. Кнопка. Открывает диафрагму на один шаг.
    При длительном нажатии уменьшает шаг.
  5. Контакты подключения аккумулятора.
  6. Выключатель питания.
  7. Перемычка, замыкающая силовую цепь.
  8. Фиксатор аккумулятора.
  9. Дуга фиксации аккумулятора.

Несмотря на то, что доступной информации очень мало, тем не менее достоверно известна цоколевка контактов объектива. Это провода 4-проводного последовательного интерфейса SPI, или, что вероятно точнее, его близкого аналога. Земля была соединена с землей, контакт для передачи тактовой частоты (62,5 кГц) LCLK был соединен с соответствующей ножкой SCK компьютера Freeduino, ножка DLC передачи информации от линзы к камере была подключена к ножке MISO, следующая ножка DCL с ножкой MOSI, следующий контакт — питание микропроцессора объектива, судя по доступным техническим описаниям Canon, на нем должно быть напряжение 5,5 В. Я подавал ровно 5 В от стабилизированного вывода Freeduino. Следующие две ножки — это земля силового питания, а последняя ножка — это 6В силового питания. Я на нее подавал напряжение напрямую от аккумулятора через сопротивление в 8 Ом. Замеры показали, что токи разных объективов варьируются очень сильно. Без ограничивающего сопротивления шаговый двигательный привод диафрагмы потреблял от 200 мА до 1,5 А у объектива 135 мм.

Схема

Программы

Программа для Freeduino Nano была написана в последней среде разработки Arduino IDE 1.0. В ее комплект входит библиотека SPI. Отмечу, что переход на новую среду потребовал обновления старых библиотек, да и некоторые команды изменились.

Однако максимальный коэффициент деления частоты 128, что при 16 МГц тактовой частоты процессора не позволяет получить нам искомые 62 кГц. Поэтому тактовая частота процессора была уменьшена вдвое, до 8 МГц. Это, естественно, отразилось и на паузах (они стали вдвое длиннее номинала), и на скорости последовательного порта (она стала в два раза меньше заданной), т. е. в программе задано 38400, а на компьютере надо выбирать 19200.

CLKPR = B10000000;  
CLKPR = B00000001; 

В дальнейшем с передачей данных от Freeduino по стандартному протоколу SPI_MODE3 проблем не было, все объективы срабатывали.

pinMode(chipSelectPin, OUTPUT);
SPI.begin();
SPI.setBitOrder(MSBFIRST);
SPI.setClockDivider(SPI_CLOCK_DIV128); 
SPI.setDataMode(SPI_MODE3)

А вот передача информации от объектива к Freeduino проходила только для объектива Soligor AF 70—210 Macro 1:2,8—4, а с остальными объективами возникли проблемы с приемом информации, она только иногда случайно проскальзывала.

Подключение L-CARD E-154 и эмуляция с ее помощью осциллографа позволила обнаружить, что уровень обратного сигнала на ножке DLC ничтожно мал, в то время как у объектива 70—210 он имел амплитуду в 5 В. Здесь же от силы 0,5 В. Двухдневная борьба показала, что проблема решается, если соединить через сопротивление в 10 кОм ножку DLC с плюсом питания, т. е. выполнить стандартную подтяжку. Потом от сопротивления я отказался и выполнил ее программно с помощью команды:

digitalWrite(12, HIGH); 

После этого амплитуда сигнала возросла до 5 В, хотя у объективов 28—135 дребезг сигнала все равно наблюдался, и иногда проскакивала ошибка, выявляемая многократным повторным запросом.

Полный текст программы можно скачать здесь.

Для инициализации большинства объективов достаточно команды:

 myInts[0] = SPI.transfer(10);

В моей программе используется более длинная последовательность, которая одновременно запрашивает информацию от объектива.

Полностью открыть диафрагму можно последовательностью из двух команд с паузой между ними:

 myInts[0] = SPI.transfer(19);// Готовимся к изменению диафрагмы, 
                              //для большинства объективов аналогична команде 18, 
 delay(30);
 myInts[1] = SPI.transfer(128);// Полностью открываем диафрагму  

Закрыть диафрагму на несколько шагов, обозначенных переменной sd (sd=10 изменяет диафрагму вдвое), можно следующей последовательностью:

 myInts[0] = SPI.transfer(7);
 delay(p);
 myInts[0] = SPI.transfer(19);
 delay(p);
 myInts[0] = SPI.transfer(sd); 

Открыть:

 myInts[0] = SPI.transfer(7);
 delay(p);
 myInts[0] = SPI.transfer(19);
 delay(p);
 myInts[0] = SPI.transfer(-sd); 

Команда «7» нужна не всем объективам. Она нужна, например, 50/1,4. Для упрощения управления объективом через терминал компьютера входящие команды сдвигаются на −48, чтобы клавиша 1 на клавиатуре соответствовала команде 1 и была возможность подавать отрицательные команды. Так «+», нажатый на клавиатуре, подает команду «−5», а «С» — команду «19». За клавишей «[» зарезервирована команда «128», а за «]» — команда «255». Буква «Z» зарезервирована для спуска затвора камеры через ИК-порт. Таким образом, набрав в окне терминала:

bash-4.1$ echo C[ >> /dev/ttyUSB0  
полностью откроем диафрагму (объектив 50/1,4 требует команды «7C[»), а набрав:
bash-4.1$ echo 5 >> /dev/ttyUSB0
сфокусируем объектив на бесконечность (объектив 50/1,4 требует команды «05»).

Перед работой через терминал надо отключить программный сброс, сняв перемычку на плате Freeduino. Во избежание неадекватного поведения объектива при подключении кабеля USB я рекомендую ее снимать сразу после записи программы. Используя после команды «5» посылку нескольких «0» как паузу перед командой «8», можно поворачивать кольцо фокусировки и не до упора на бесконечность. Аналогично командой «6» будем фокусироваться на все более близкие объекты:

bash-4.1$ echo 60000000000000000008 >> /dev/ttyUSB0

Маленькое перемещение, впрочем, удобнее делать командой:

bash-4.1$ echo t05 >> /dev/ttyUSB0
для фокусировки вдаль и командой:
bash-4.1$ echo t]+ >> /dev/ttyUSB0  
для фокусировки на близлежащие объекты.

Естественно, управлять с помощью программ с графическим интерфейсом приятнее, и я написал пару для демонстрации возможностей и освоения кода.

gambas

Поскольку во время написания этой статьи появились третья версия Gambas, написанная с использованием библиотек QT4, то мне показалось интересным разобраться именно в ней, и поэтому программа на Gambas более функциональна. Она позволяет одним нажатием кнопки сфокусировать объектив на бесконечность или на минимальную дистанцию, а также есть две группы кнопок, позволяющих перемещать объектив с разным шагом. Есть кнопки, закрывающие и открывающие диафрагму, а также кнопка, которая вызывает считывание информации об объективе, присоединенном к переходнику. Кроме того, можно передавать и принимать команды в окне терминала. Программа предназначена в первую очередь для отладки работы и проверки доступных команд для разных объективов. Использованные в данной программе команды работоспособны со всеми использованными объективами, однако для некоторых из них они могли бы быть существенно короче и проще. В данном случае используется та команда, на которую реагируют все вышеперечисленные объективы. Некоторым исключением является объектив 28—135, у которого некорректно отрабатывается команда перемещения в крайнее положение. Возможно, это обусловлено тем, что состояние объектива — на 3 с минусом, он неоднократно разбирался, и невозможность выполнить эту команду связана с механическими повреждениями. Объективы, выпущенные в 90-х годах, Canon EF 28—80 и Soligor AF 70—210, также, вроде бы, работают, но поскольку моторы привода диафрагмы у них сгорели в процессе эксперимента, то реакция объективов на команды управления диафрагмой оценивалась по наличию или отсутствию сигнала, выдаваемого на мотор. Программу управления с компьютера можно скачать здесь, но предлагается она только как тестовая альфа-версия для ознакомления с кодом.

P.S.

Вышеупомянутые статьи дали мне довольно много, хотя содержащаяся в них информация и не позволила избежать выгорания двух объективов. Пожалуй, наиболее недооцененной командой в этих статьях является команда «8». В радиотелеграфном коде «88» означает «люблю, целую», объективы тоже надо любить, а то они сгорят. Команда «8» прекращает все операции и отключает питание с двигателей. Реально при установке объектива на аппарат диафрагма почти всегда открыта, в этом случае дополнительная безопасность обеспечивается концевым выключателем. Чтобы закрыть диафрагму у аппарата вручную, надо нажать специальную кнопку. И диафрагма будет закрыта только пока кнопка удерживается нажатой. С нашим же устройством диафрагму часто полезно держать закрытой. Но в этом случае жизненно необходимо снять напряжение с мотора, тем более что в аппарате безопасность дополнительно обеспечивается снятием силового питания с объектива. В данном случае для простоты я не стал усложнять схему и устанавливать в цепи тиристор. Установленные в объективах микросхемы типа L293D вполне способны справиться с этой задачей, если только им вовремя подать команду.

Объектив 28—80 вышел из строя, и точно сказать уже ничего нельзя, но есть подозрение, что он не реагировал или не всегда реагировал, или реагировал в комбинации с чем-то неверно на команду «8». Если наблюдать за уровнем сигнала на ножку DLC, то подача команды «8» сбрасывает сигнал в 0. У части объективов он потом и остается в этом положении. Для некоторых же — это всего короткий импульс. Команда «7» обычно переводит сигнал на ножке в верхнее положение, 5 В. Ряд объективов способен выполнять однобайтовые команды типа «5» или «6». Некоторым же нужно предварительно подать »7» или «8». Мало того, между командой «7» или «8» и следующей командой нужна пауза, которая может быть заменена серией нулевых посылок.

20.02.2012
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss