Лоухи 2011

Предисловие

Это заметка из серии «Бойцы вспоминают минувшие дни». В преддверии байдарочного сезона публикую архивные материалы о походе по северной Карелии в 2011 году  с начальной и конечной точкой на станции Лоухи.
По свежим следам этого похода были опубликованы две статьи и одна сферическая панорама:
Kodak EasyShare Sport C123
Техника в руках дикаря 10 лет спустя
Сферическая панорама Река Домашняя (Панорама воспроизводится с помощью SaladoPlayer по технологии Flash. Панель с картой надо переключить на спутник и уменьшить масштаб, поскольку для этих мест  достаточно подробной карты у google нет.)

Однако до описания маршрута и дневника похода руки так и не дошли. Год назад Евгений Зайцев, приводя в порядок свои воспоминания, прислал мне дневник похода. В моей памяти все к тому времени перемешалось  и единственная надежа оживить воспоминания была связана с тем, что большинство фотографий имели географическую привязку к карте. Зная на каком участке реки сделана фотография, легче восстановить и всю последовательность событий. Фотографий было много, доступных карт оказалось тоже несколько и встал вопрос, с помощью какой программы можно с наибольшим удобством просматривать и редактировать маршрут с привязанными к нему фотографиями. Раньше при публикации маршрута я использовал Flash, век которой  вероятно заканчивается, и карты, которые были сохранены у меня на локальном компьютере или в GPS навигаторе. Теперь  есть достаточно приличные сетевые топографические карты и появилось желание нанести маршрут и фотографии на одну из них. Поскольку я использую Linux, то кандидатами на программу для редактирования стали: QLandkarte GT, QMapShack, Viking.

QMapShack
QLandkarte GT
Viking

Для данной задачи мне показалась наиболее удобной QLandkarte GT, хотя ее развитие прекращено, а унаследовавшая ей QMapShack пошла своим путем, утратив часть функционала.  Из карт мне больше понравилась opentopomap. Таким образом, я получил на локальном компьютере весьма удобный инструмент для просмотра и редактирования. Однако перенести все эти удобства на страницу в интернете оказалось не так и просто. Наиболее доступным решением оказался вариант, предложенный google, правда при этом пришлось перейти и на ее сетевые карты, на которых озеро Лоухское обозначено как Кенозеро.

Дневник Евгения Зайцева

Озёрно-речной поход по северной Карелии с начальной и конечной точкой на станции Лоухи.

Многие слышали, а некоторые даже читали «Калевалу», поэтому знают о злой старухе Лоухи, хозяйке сумрачной Похъёлы. Сразу сообщаю, что ничего зловеще-мистического на пройденном нами пути, к сожалению, не обнаружилось. Мистику люблю у Эдгара По,  в нашей жизни она не встречается, а то, что якобы встречается, вполне объяснимо с помощью логики и хотя бы базовых знаний институтской программы нормального технического ВУЗа.

Налим
Баранов, Зайцев (Налим 300)
Родионов, Костиков, Абрамов (Налим 375)

23.07.2011 – отъезд из Москвы в 22-20.

25.07. – прибытие в Лоухи в 02-30.
Лоухи – озеро большое Каменное (3,5 часа по ужасной дороге). Чтобы было понятно:  дорога до Гридино от  ст.Энгозеро  может считаться вполне приличной. Приходилось даже брёвна класть через почти разрушенные мосты.

Дорога

И вот Оно, место выгрузки. Легко узнаваемое, так как имеет кострище и почему-то напоминает автобусную остановку. Местность дикая и живописная - хорошо! Пройдя в шлёпанцах по болотцу с незрелой морошкой, я забрался  на сельгу и увидел озеро (туда же своим,как всегда независимым путём, добрался доблестный Родионов), к которому мы благополучно перетащились. Вообще-то с дороги устали, поэтому таскали эти 250 м с матом и нехорошими высказываниями в адрес правящей партии, правительства, парламента и — страшно сказать — президента.  Перекусили, потом стали надувать «Налимы». Наш с Барановым оказался весь как-то перекручен. От В. Б. толку, как всегда, никакого ( главный механик, бляха-муха), хорошо хоть Лёша мне помог. У Баранова опять оказалась такая куча вещей, что я малодушно решил: без буксирования Барановской надувной китайской лодки, с загруженной на неё частью барахла, мы выплыть не сможем. Родионов, Костиков и Абрамов на своём трёхместном «Налиме»  уверенно пошли вперёд, а мы, при поднявшемся ветре, начали телепаться по озеру Б. Каменное. Связка «налим»-надувнушка оказалась слабоуправляемой и мы с колоссальным трудом добрались до облюбованной коллегами стоянки (мыс на правом берегу озера; на пути к истоку реки Каменная – налево по ходу движения).

озеро Б.
          Каменное

После обеда (очаг есть, дров хватает) я обнаружил, что все уснули: Родионов сидя под скалой, Абрамов на камне у уреза воды, Баранов и Костиков на ковриках. Погода благоприятствовала.

стоянка

26.07. До реки Каменной и по ней (частично в проводку) c двумя обносами до озера верхнее Векхозеро. Стоянка на небольшом острове.
Вышли, естественно, поздно. Эффект Баранова! Жалко, что не зашли в озеро Северное Каменное. Видели  только очень привлекательную протоку из него между утёсистыми берегами. Сначала шли бойко, потом первый обнос (разрушенный мост), потом ещё один мост (пошёл дождь). Разгрузились частично и, увязая по колено в грязи, обносились по левому берегу. Нас с Барановым бросили. Мы им помогли, а они, сукины дети,  нас бросили. Я чуть не сдох, потому что Володька  больше изображал протаскивание  лодки по болоту, чем взаправду её тащил.

река
          Каменная

Тройка радостно ушла вперёд и мы увидели их только уже в Векхозере верхнем). Хотя мы сильно отстали, эти черти не соизволили найти стоянку и тупо ждали неизвестно чего. Кстати, вид шикарный – длинный широкий водный путь из цепочки озёр, сливающийся с низким  небом. Взяв на себя инициативу (чего все ждали), обнаружил хорошую стоянку на небольшом острове. Там и встали.

27.07. Днёвка. Шквал. Складывание палаток и падение сосны.
Тепло и приятственно. Купаемся. Т-ра воды, если верить часам Родионова, на глубине 20 см 21 градус Цельсия. После реки Каменной в наших лодках обнаружились дырки (у Родионова аж 7 штук). Свои четыре дырки я к обеду заклеил. Алексей с В. Родионовым работали вдумчиво и ответственно. Часов с 12 начало погромыхивать. Сначала вяло, потом всё сильнее. Но интенсивность вспышек и грохота увеличивалась так медленно, что казалось, гроза так и не разразится. Когда загромыхало уж совсем рядом, я залез в палатку. А Родионов с Абрамовым продолжали клеиться. Заботливый и беспокойный Баранов ещё некоторое время убеждал их бросить это дело и убрать вещи от дождя. А они его не слушали; да чего там не слушали, игнорировали и мысленно посылали  к известной всем матери. И тут грозовой фронт  до нас дошёл. Я намеревался почитать в палатке под дождём  и вздремнуть. Начался дождь. Поднялся ветер. Вроде бы, ну и что? Но тут дунуло так, что выдрало из грунта колышки тамбура палатки. Полотнище тамбура влепило во вход палатки и я тут немного забеспокоился. Нужно укрепить тамбур – решил я и выскочил наружу. Меня ожидало шикарное зрелище. Волны на этом совсем небольшом  озере достигли высоты 1 м (ей богу, не вру!) и так яростно накатывали на берег,  что я не то что бы подумал, прикинул: ещё не так много и смоет меня к чёртовой матери. Владимир Родионов ещё накануне натянул свой тент и стоял под ним тоже в недоумении от дикого буйства воздуха и воды. Постою рядом с ним – подумал я. Мою палатку могучим ветром сложило в лепёшку. Тут –то тент сорвало и стукнуло мне по голове чем-то увесистым. Володька - вот ведь неугомонный – пошёл ловить верёвки от тента, а я малодушно  забился под левое крыло тента палатки этого гада Баранова. В палатку он меня долго не пускал (мол, ветром её разорвёт, если расстегну молнию). А я лежал почти голый  и дрожал от холода. Вот таковы они, прелести Карелии! Тем не менее, я испытывал даже чувство восторга от такого буйства природных стихий, которое быстро и плавно сошло на нет. Баранов пустил меня в палатку, налил коньяка и жизнь наладилась. Рядом с палаткой Анатолия во время этого шквала упала сломанная ветром сухая сосна — толстая и тяжёлая. Ещё бы чуть-чуть — и не было бы с нами Толика.  Связи тут нет, вертолёт не прилетит, вывоз трупов на байдарке очень утомителен. Но обошлось. Отпраздновали с Толиком его второй день рождения и уже через пару часов купались в озере, словно и не было ничего такого экстремального.

сосна

28.07. Проход через пролив в нижнее Векхозеро.
Владимир Баранов ищет стоянку. Уже два дня Баранов Владимир Евгеньевич  непрерывно критикует меня за неправильный выбор стоянок — якобы я выбираю такие, где рыба не водится. Я предложил ему самому выбирать стоянку и категорически пообещал не вмешиваться в процесс: руководи, зараза. Не хочу злорадствовать, но стоянку Володя найти не смог. Критиковать каждый может, а  ты поди продемонстрируй (приблизительная цитата из Д.И. Менделеева). Остановились на вполне приятном острове, у Баранова опять не клюёт и он опять меня в этом обвиняет. Вот ведь сволочь мерзопакостная. Удавить его мало.

29.07. Днёвка.
Зануда Баранов опять бухтел и возмущался, что клёва нет и что виноват во всём этом Зайцев, который  из каких-то сомнительных побуждений завёл всех сюда в эти гиблые места. На самом-то деле места замечательные, погода превосходна, а жизнь прекрасна. Что касается непосредственно скально-лесных эффектов, то здесь с этим скромно: скалы невысокие, ельник тёмен и плотен, сосновые леса отнюдь не преобладают. Скромно, но всё равно хорошо и даже очень хорошо. Пытался ловить на спиннинг, но почему-то не получалось, ибо рыбак из меня примерно такой, как из Родионова христианский проповедник.

Нижнее
          Векхозеро

30.07. Переход до залива перед истоком речки Домашняя.
Стоянку выбирали довольно долго. Очень привлекательная с воды стоянка оказалась занята большой компанией, но ушлый Вольдемар приметил на каменистом берегу некую вытоптанность в виде уходящей вверх проплешины, которая и привела  к прекрасной ровной полянке с очагом и большим столом. Высоко и красиво. Приготовили праздничный ужин и начали отмечать день рождения Алексея. В ознаменование этого события водрузили ему на голову пробковый колониальный шлем.

Родионов, Зайцев, Абрамов, Баранов, Костиков

Володе вскоре надоело празднество (трезвеннику всегда тяжело быть за одним столом  с алкоголиками, особенно если сам бывший алкоголик)  и он отправился на своём великом китайском пузыре на рыбалку.  Оставшиеся вдруг прониклись любовью к сольному и хоровому пению (такого ни до, ни после никогда не случалось). Анатолий зажигательно исполнил свою коронную «Жил я с матерью и  батей...», а потом и «Моя бабушка курит трубку», Зайцев вспомнил молодость и затянул «Хаз-Булат удалой». Подключились высокоталантливые во всех отношениях Вольдемар и Алексей,  не обладающие слухом совсем, но голосившие мерзкими голосами на всю тайгу. Тяжёлый выдался вечерок для озёрных и лесных обитателей.  Вернувшийся с рыбалки Баранов, заливаясь смехом, сказал, что эдаких воплей он не слыхивал с тех пор, как горел сиротский приют.

С каждой избою и тучею,
                                       С громом, готовым упасть,
                                       Чувствую самую жгучую,
                                       Самую смертную связь.
                                                                  Н. Рубцов

31.07. Днёвка.
После лёгкого завтрака я взял спиннинг и большой мешок для ожидаемой добычи в виде рыбы и побрёл по берегу речного залива в направлении истока реки Домашняя. «Уж там-то рыбы будет до ...»- обещал я сам себе и сам себе не верил. Дошёл до истока реки в основном лесом. Обалдеть, как хорошо в тайге. Тихо, таинственно и как-то  щемяще родственно моей неприкаянной душе.У истока Домашней дно оказалось очень сильно закоряжено и после нескольких зацепов я повернул назад, уже строго по берегу озера. Бросал блесну исключительно удачно: пять раз брали крупные щуки и пять раз срывались при вываживании. «Это уже чересчур» - решил я, выбросил блёсны, сломал спиннинг и посыпал голову пеплом.

01.08. Река Домашняя сильно обмелела. Поэтому не плывём, а проводим. Я тащу байдарку за нос , а Володя держится за корму и тормозит  мои усилия. Я даже не злился на этого лентяя. Что возьмёшь с убогого.

река
          Домашняя

После окончания перекатистого участка реки  перед резким её расширением  долго ждали трёх умников, которые уж очень сильно боялись замочить ноги и с настойчивостью, граничащей с идиотизмом, шли только по берегу с верёвками в руках; должно быть есть в них бурлацкие корни. По ставшей Домашней в полном смысле слова реке, рассекая заводи с  кубышками и кувшинками, беспрепятственно дошли до разрушенной деревянной плотины, обнеся которую оказались на миленькой поляночке при впадении речки в Кенозеро. Местечко уютное, рыбацкое, популярное — поэтому весь сушняк срубили до нас. Пришлось залезать за сушинами на скалы. Зато Володя Баранов, забравшись в свою лодчонку, наловил в озере очень даже приличное количество окуней, плотвы и  даже добыл хорошую такую  щуку.

Щука

02.08. Утром у палатки Володя нашёл пару молоденьких подосиновиков — преддверие грибного сезона. По дороге к Лоухскому озеру, уже почти дойдя до него по извилистым протокам, встретились с симпатичным мужиком из Киева. Он идёт на одноместной полукустарной байдарке от Лоухи до Сон-острова по цепочке рек и озёр. Хотя он в походе не очень давно, но страшно нам обрадовался. Имеет не только рыболовные снасти, но и ружьё. Сам оказался юристом и наслаждался в том числе и тем, что хоть на месяц сбежал от киевского маразма. « У вас тут хоть и ненамного, но получше» Оставив политику, поговорили о рыбалке, маршруте и т.п. Угощали друг друга напитками и закусками и угостились очень недурственно. Киевлянин дал нам правильный совет: « А што вы спешите на  Лоухское озеро? Там уже народ есть. А перед Озером много маленьких безлюдных озёр и проток» Его мягкий хохляцкий  ( не чрезмерный) говорок придавал дополнительную весомость этим соображениям. Поэтому мы  отвернули от уже видимого озера Лоухи и быстро наткнулись на стоянку на узком, но симпатичном полуострове.  Родионов, Костиков и Абрамов вдруг возжелали отправиться в явно оканчивающуюся болотом протоку в поисках уютной стоянки. С некоторым усилием удержал Володю от попыток ринуться вслед за умными коллегами. Ринуться — вообще-то не про Баранова. Он уж, бляха-муха, ринется. Через пару сигарет активисты возвратились и долго рассказывали нам о  красивейших цветочных полянах, которые оказались всё-таки сыроваты для стоянки.Я так понял, что они нашли заросли шейхцерии  болотной, которая растёт, само собой, на болоте; болота я люблю, но не до такой степени, чтобы ставить палатку.

03.08. Днёвка. Рябчики, тетерева и глухари.
С утра предпринял прогулку по окрестностям и был вознаграждён не только милыми сердцу таёжно-болотными пейзажами, но и захватывающими орнитологическими впечатлениями;  для начала вспугнул стайку рябчиков, потом от меня с гораздо более сильным шумом улетела стая тетёрок, а потом случилось самое интересное, которое кроме заклятых натуралистов никто и не видит. Я бесшумно вступил на территорию прелестного верхового болота в рассуждении пожрать каких-нибудь ягод. Поднял глаза — вижу пень, а на нём сидит  крупный  глухарь и почему-то не улетает и не подаёт сигнал тревоги — чует доброго человека. А когда я подошёл к нему уж совсем близко (метра на три-четыре), он, наконец. подал сигнал и с близлежащих кочек с невероятным шумом взлетела вся  глухариная стая.  Погода настолько тёплая, что все днём купались в озере.

Днёвка

04 08. Переход до красивой скалы на Лоухском озере.
Переход-то небольшой, но с пикантными нюансами (одно из любимых выражений Лёши Шилова). После выхода со стоянки мы с Володей неожиданно оказались впереди доблестной тройки и даже остановились, поджидая. И тут по рации донёсся спокойный  голос Алексея «У нас тут небольшая проблема, мы к берегу идём, назад».

А произошло с ними следующее: перед отчаливанием Вольдемар небрежно стряхнул пепел со своей беломорины в воду (это он так думал) и чрезвычайно удачно прожог и оболочку надувного баллона и сам баллон. Хорошо, что они ещё не слишком далеко были от берега и успели добраться до него без потерь в живой силе и технике. Мораль: не курите вблизи и/или в надувной лодке, особенно злоядрёные папиросы «Беломорканал».

А на входе в Лоухское озеро нас встретили волны и очень свежий ветер. Плохо накачанную лодку угрюмой тройки изгибало буквой ЗЮ (опять же, шиловское выражение) в разные стороны и пришлось искать защищённую от ветра бухточку, что удалось довольно быстро. Могучая тройка пожмотничала купить новый нормальный насос для своей лодки, а старый родионовский насос закономерно и именно из-за старости и дряблости был не в состоянии обеспечить нормальное давление в баллонах. Гордый Вольдемар отправил Алексея справиться у меня насчёт насоса и эта простое затруднение было преодолено.

Довольно долго шли (при встречном ветре)  вдоль левого берега, завернули налево и  нашли стоянку с очень красивым видом на разноцветную скалу. Снимали её с разных сторон, но все фотографии (даже родионовские)  оказались не такими эффектными, как ожидалось.

Скала

Баранову стоянка опять не понравилась и он потащил нас всех (при моём попустительстве) искать стоянку на противоположном берегу озера. Вы, господа-товарищи, удивитесь, но за три часа он не сумел найти ну совсем ничего. Благополучно вернулись на обнаруженную ранее стоянку. В лесу вдоль берега выросла просто пропасть подосиновиков и, хотя червивых было большинство, хороших нам хватило и на суп, и на жаркое.

05.08. Короткий переход до пос. Лоушки.

Лоушки

Чтобы поймать МТС и связаться с нашим водителем, мы с Вольдемаром забрались на небольшой холмик. На обратном пути нашли низкорослый малинник со спелыми ягодами, а Анатолий до приезда машины скушал их всех.

На скамейке в ожидании поезда было нам  холодновато, даже водка уже не согревала. Вольдемар познакомился со студентами петрозаводского университета, которые встречали туристическую группу из Москвы (со снаряжением и продовольствием) и битых два часа с ними беседовал  - набирался ума и опыта.

Прибывшие на поезде туристы из Москвы нам очень понравились: мужики пьяные в стельку (не все, даже меньше половины), а женщины (все) в коротких платьях и босоножках на высоких каблуках. Глазки Баранова  загорелись, губы издали поцелуйный звук, но девушки впорхнули в автобус, даже не взглянув на него (тем более на прочих).