Река Беломорская Шуя.

пос.Лехта - оз.Шуезеро - р.Беломорская Шуя - ст.Шуерецкая. 125 км. 8-9 ходовых дней. Кат.сл.-III.

До середины 80-х годов маршрут посещался единичными группами. В настоящее же время он стал очень популярен. Многие группы проходят нижнюю половину реки (от моста автодороги) в период половодья с тренировочными целями. Если, однако, оставить в стороне сугубо спортивный интерес, то идти надо несколько позже - не ранее 20 июня. Но при этом, все же стоит выбирать многоводный год - по низкой воде препятствия реки теряют всю свою прелесть, а многие из них и вовсе потребуют проводки. Кстати, приведенная лоция составлена для высокого уровня воды. Среднелетний расход воды в истоке около 1,2 куб.м/с , перед впадением Олонги - 6 куб.м/с , в устье - 8,2 куб.м/с Распределение стока по месяцам: июнь - 156, июль - 78, август - 66% от среднего летнего. В целом по маршруту водность реки нарастает более или менее равномерно, за исключением участка между порогами П18 Софринский и П25, на котором она резко увеличивается (приблизительно в 1,5 раза). Единственный крупный приток - р.Олонга впадает в Шую в 15 км от устья, перед П55 Большой Падун.

Скорость течения на плесах 0,5-1 км/час, ширина реки 20-25 м. Шуя имеет широкую заболоченную пойму. Коренные породы выходят к воде на отдельных участках высокими берегами, иногда образуя каньонообразные сужения: после П13, на порогах П24 Белая Лошадь, П46 Банзай. Средний уклон реки 1 м/км, продольный профиль переходного типа. В отличие от большинства рек Северной Карелии с небольшими расходами воды (Воньга, Кузема, Поньгома), на которых средняя длина и сложность препятствий постепенно нарастают от истока к устью, а сами препятствия распределены по длине реки достаточно равномерно, на Беломорской Шуе большинство препятствий сконцентрировано в середине маршрута. В начале же их мало, идут болотные плесы, а в низовьях - разделенные длинными плесами мощные, часто - непроходимые, пороги. Переход от верховьев к средней части на Шуе выражен очень резко. Большинство препятствий представляет собой перекаты и шиверы преимущественной длины 100-300 м, сложенные наносным материалом. Выходы скальных пород образуют пороги с выраженными сливами, как правило - непрямыми; таковы порог П11, П14 Темный, П18 Софринский, П23 Чайник, П24 Белая Лошадь, П41 Директор, П43 Слива, П44 Ремиз, П47 Сосновый, П50 Московский, П52 Предбанник, ППЗ Пуло-порог, П55 Большой Падун, П56 Щелиный.

На маршруте можно выделить 4 характерных участка. Первый (оз. Шуезеро - оз.Верх.Кипозеро) проходит по озерам и болотистым плесам и включает всего три несложных препятствия. Второй (Кипозеро - мост автотрассы) характеризуется почти непрерывной цепью препятствий (всего 21), для которых характерна извилистость судового хода наличие камней даже в основной струе. Здесь встретятся 5 достаточно сложных порогов. На третьем участке (мост - пор. Сосновый) также много препятствий (22). Большинство из них коротки и несложны в прохождении (кроме 4-5), но имеют гораздо более сильное, чем раньше, течение со стоячими валами до 0,5-0,7 м. Характерной особенностью участка пути является трудность продвижении берегом почти на всем его протяжении. На четвертом участке (пор.Сосновый -ст.Шуерецкая) сосредоточены самые мощные, в основном - непроходимые, пороги. Препятствий уже относительно немного (17 на 40 км). Ниже Пуло-порога стоянок мало и они плохие - сыроватые, заросшие.

Подъезды.

Техническое описание.